В домусульманские времена Мехк-Кхел, как исполнительная ветвь власти, строго следил за соблюдением брачного возраста женщин и соблюдением запрета на браки между родственниками, как по отцовской, так и по материнской линии, а также между близкородственными однотайповцами.
Девушки и молодые люди встречались у родника. Это происходило на людях, в присутствии подруг.
Защищая интересы женщин, чеченские старейшины вступали в противоречие с князьями и даже с самим Шамилем.
Рассказывают, что он, заинтересованный в приросте населения, издал закон, которым «обязывал родителей выдавать замуж дочерей незамедлительно по истечении им 15 лет.
В течение 3-х дней девушка должна была назвать того, за кого она согласна выйти замуж. Если же она не называла чьего-либо имени, то ее выдавали за любого, желающего ее взять, невзирая на то, женат он или нет, стар или молод».
То же самое ожидало и вдов по истечении трех месяцев со дня смерти супруга.
«Однако, как пишет этнограф С.-М.Хасиев,- чеченцы продолжали потворствовать молодежи в их встречах у источника, как и в «языческие времена». Шамиль собрал старейшин и потребовал исполнение его низама.
Чеченские старики ответили имаму: «Шамиль, ты должен бы знать, что мы не боимся смерти, и не раз это доказывали в боях. Нас страшит война в семье, у очага. И эта война всегда неизбежна, если семья слагается без взаимной любви молодых.
Мы пускали своих дочерей к источнику, и впредь будем пускать, чтобы у них сложился безам — «любовь» такая же чистая, как та родниковая вода, у которой они собираются». И Шамиль отступился.
С мнением женщины считались все. Уважать ее должны были князья и менее состоятельные люди. За оскорбление женщины расплачивались кровью.
Строго запрещалось касаться девушки или женщины даже во время танцев. На новый уровень было поднято старейшинами почитание не только девушки уровня «оьзда йоI», но и мужчины, достойного называться «оьзда стаг».
На большую высоту была поднята честь замужней женщины, ибо от нее зависело, будут ли уважать в обществе ее мужа, сына или дочь. Уважение к женщине требовало от нее чистоты чувств и верности супругу.
Если супруга не ощущала семейного счастья, мужчина по адату и с ее согласия должен был с ней развестись. Ислам упростил ритуал развода супругов и четко определил обязанности каждой из сторон.
Хамзат Яндарбиев — кандидат педагогических наук, писатель
Chechenews.com
06.03.16.