Главная » Новости » Чечня для своих? Родные ставленика Кремля Кадырова продолжают получать новые посты

Чечня для своих? Родные ставленика Кремля Кадырова продолжают получать новые посты

В правительстве Чечни очередные кадровые перестановки: подал в отставку премьер-министр Муслим Хучиев, а 18-летний сын и 20-летний зять Рамзана Кадырова получили министерские портфели.

Теперь из 23 постов в правительстве региона шесть занимают дети и зятья Кадырова, а еще пять – другие родственники или односельчане.

О том, почему Москва закрывает глаза на эти нарушения, как функционирует система власти в республике и кто будет работать за многочисленных родственников Кадырова, редакция Кавказ.Реалии спросила экспертов.

Муслим Хучиев был одним из немногих управленцев в правительстве, имевшим профессиональные навыки, комментирует его отставку политолог, попросивший не указывать его имя из-за репрессивного российского законодательства: «Это чиновник в привычном для нас понимании, способный выстроить работу кабинета министров и взаимодействовать с федеральными ведомствами».

Как и в случае с председателем парламента Чечни Магомедом Даудовым – он покинул свой пост 15 мая – Рамзан Кадыров не назвал новое место работы Хучиева. Он может занять пост в федеральных министерствах на уровне начальника департамента или даже заместителя министра, предполагает собеседник редакции: «Это означает намерение Кадырова расставить своих людей уже в московских кабинетах. В отличие от Грозного, там достаточно высокая конкуренция и требования к кандидатам, поэтому главе Чечни пришлось расстаться с подчиненным, который действительно потянул бы такую работу».

Исполняющим обязанности премьер-министра по регламенту пока остается первый заместитель Хучиева – министр автомобильных дорог Иса Тумхаджиев, который приходится Кадырову зятем.

Дети, сватья, зятья и другие родственники

21 мая стало известно, что 18-летний сын Кадырова Ахмат получил кресло министра спорта – ранее он был министром по делам молодежи. Этот освободившийся пост занял 20-летний зять главы Чечни Висмурадов – сын зампредседателя местного правительства Абузайда Висмурадова, женатый на дочери руководителя региона.

Помимо прямого конфликта интересов, новые назначения противоречат и квалификационным требованиям к занимающим руководящие посты чиновникам, продолжает российский политолог, попросивший об анонимности. По закону «О государственной гражданской службе РФ» обязательным условием для назначения на министерский пост является наличие высшего образования.

В биографии на сайте Минспорта Чечни говорится, что 18-летний Ахмат Кадыров окончил некий «Центр образования имени первого президента Чечни Ахмата Кадырова». Рамзан Висмурадов с 2021 года является студентом Чеченского государственного университета, о наличии у него высшего образования в биографии ничего не сказано.

В нынешнем составе правительства родственниками и односельчанами Рамзана Кадырова также являются:

  • Абузайд Висмурадов – вице-премьер. Одноклассник и друг главы Чечни, они приходятся друг другу сватьями. Находится под санкциями США и Евросоюза.
  • Бекхан Таймасханов – вице-премьер – полномочный представитель Чечни при президенте Россииодносельчанин Кадырова.
  • Айшат Кадырова – вице-премьер. Дочь главы Чечни. Включена в санкционные списки США и Европы.
  • Висхан Мацуев – вице-премьер и глава Минесльхоза республики. Зять Кадырова.
  • Галас Таймасханов – руководитель администрации главы и правительства Чечни, односельчанин Кадырова.
  • Хож-Бауди Дааев – министр образования и науки. Односельчанин и родственник Кадырова по линии тети.
  • Адам Алханов – министр здравоохранения, женат на дочери Кадырова Хадижат.
  • Рамзан Черхигов – министр транспорта, связи и цифрового развития. Муж сестры Кадырова Зарган.

Замена Кадырову?

Правительство Чечни отличается от привычной системы государственного управления и стоит особняком, указывает руководитель «Transparency International – Россия» Илья Шуманов: «Это связано с тем, что контроль федерального центра над властью в республике очень формальный и фактически отсутствует. Организация власти там больше напоминает Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию или Катар с семейно-родственной моделью. Самое интересное, что Москва относится к этому терпимо».

Говоря о том, каким образом не имеющие достаточного опыта и квалификации молодые родственники Кадырова могут руководить министерствами, Шуманов добавляет: в Чечне есть профессионалы с хорошим образованием, способные выполнять управленческие задачи. По его словам, они находятся на вторых ролях, но принимают ключевые решения и позволяют системе функционировать.

«Назначения родственников нужны Кадырову, чтобы защитить себя от смены власти в республике в случае резкого ухудшения здоровья. В этом случае на ключевых постах будут его ближайшие доверенные люди. При этом такие министры вряд ли сделают карьеру на федеральном уровне, где идет жесткая борьба за ресурсы и портфели. Там нужны профессионалы типа Муслима Хучева или Руслана Эдельгериева, в новой структуре администрации президента получившего пост помощника главы государства», – подытожил руководитель «Transparency International – Россия».

Кадыров пытается доказать профпригодность своих домочадцев, соглашается руководитель базирующегося в Европе чеченского общественно-политического движения «Единая Сила» Джамбулат Сулейманов: «Он старается показать Москве, что его клан способен и дальше управлять республикой. Он не согласен даже на то, чтобы отдать пост дальним родственникам и надеется, что все-таки сможет передать власть своим детям».

Система управления в Чечне устроена как большая мафия, сравнивает сотрудник факультета социальных наук Карлова университета, политолог Дмитрий Дубровский. По его оценке, в ситуации, когда готовится возможная передача власти, «очень важно заткнуть все дыры, чтобы купировать даже мельчайшее недовольство».

Дубровский проводит параллель между системой власти в Чечне и кооперативом «Озеро» – созданном в 1990-е потребительским кооперативом, в которые входили Путин и несколько его приближенных, впоследствии занявших важные посты в правительстве или ставших крупными бизнесменами.

«Просто семья у Путина небольшая и дочерей на все не хватит. У Кадырова – хватит, каждый раз можно порыться среди троюродных племянников и найти еще кого-нибудь. Подозреваю, что мы не всех еще знаем. Если покопаться в генеалогии, может быть и большая часть управленческого аппарата Чечни окажется дальними родственниками или односельчанами Кадырова», – резюмирует политолог.

Редакция Кавказ.Реалии публиковала самый полный список людей из клана Кадыровых, работающих в госструктурах республики.

  • Здоровье Рамзана Кадырова снова стало поводом для обсуждения и догадок после сообщений о том, что в Кремле начали разрабатывать сценарий на случай вынужденной смены власти в Чечне. Причина якобы заключается в прогрессирующей болезни политика. Сам он продолжает это отрицать, в том числе роликами из спортзала. Маскулинный образ Кадырова плохо сочетается со слухами о болезнях, а его «опровержения» – это не слишком удачный сигнал, считают опрошенные редакцией Кавказ.Реалии эксперты.
  • Ранее политологи в разговоре с редакцией Кавказ.Реалии высказали версию, что Магомед Даудов может стать преемником «главы Чечни» на фоне продолжающегося ухудшения состояния его здоровья. Второй вероятной кандидатурой эксперты считают Апти Алаудинова, который получил высокое назначение в министерстве обороны.
  • В сентябре 2022 года Минфин США ввел санкции против «Рамзана Кадырова», его жены Медни, Фатимы Хазуевой, которую называют его второй женой, Аминат Ахмадовой, которая считается его третьей женой, дочерей главы Чечни Айшат, занимающей пост министра культуры республики, Карины (Хадижат), возглавляющей департамент дошкольного образования Грозного, и Табарик, а также его двоюродного брата Турпал-Али Ибрагимова, на тот момент министра имущественных и земельных отношений Чечни, а сейчас секретарь совета безопасности Чечни. Кроме того, санкции были введены в отношении модельного дома «Фирдаус«, учредителем которого является Айшат Кадырова.

www.kavkazr.com

Chechenews.com 

23.05.24.