Заметка, опубликованная американским журналом Foreign Policy, привела российское начальство в состояние ажитации. Еще бы, основываясь на записке объемом в одну страницу, в которой высокопоставленный сотрудник Пентагона давал рекомендации подчиненным по организации передачи дел переходной команде нового президента, журналист сообщил сенсацию: с точки зрения Трампа, Россия не является угрозой Америке!
Вывод этот делается из того, что Россия не упомянута в списке приоритетов, на которых следует сконцентрироваться в ходе переходного периода. К таковым избранный президент США относит: «разработку стратегии по уничтожению ИГ (запрещенная в РФ террористическая организация «Исламское государство» — ред.), усиление Вооруженных сил США и устранение бюджетных ограничений на их модернизацию, создание комплексного подхода по обеспечению безопасности в киберпространстве, а также повышение эффективности работы Пентагона».
В этом перечне, как видим, нет России. Как нет в нем, впрочем, никаких других государств. Китай и Северная Корея упоминаются несколькими строчками ниже — указывается, что по этим странам уже были проведены брифинги с переходной командой. При этом сказано, что планируются и другие брифинги. В команде Трампа сообщили, что было бы ошибкой делать далеко идущие выводы из этой записки.
В общем, сенсация была высосана из пальца (в данном случае — из довольно мятой бумажки (см. приложение в конце статьи)). Но российское начальство отреагировало мгновенно. И радостно. Глава комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев: «Невключение России в список главных угроз для США идет в русле предвыборных обещаний Трампа. И это внушает определенный оптимизм». Председатель комитета по международным делам Госдумы Леонид Слуцкий: «То, что Трамп не собирается включать Россию в число главных угроз, означает только одно — Россия таковой и не является. И сейчас в Белый дом пришла команда, которая, слава Богу, это понимает… Мы надеемся на последовательное изменение отношения к России в конструктивную сторону. И тот факт, что новое руководство не собирается включать Россию в список главных угроз, свидетельствует об этом».
Следует заключить, что Кремлю (вопреки официальному фанфаронству) было не слишком уютно в списке главных угроз Америке занимать место между террористами из «Исламского государства» и возбудителем лихорадки Эбола.
Надо сказать, что перспективы отношений между Москвой и Вашингтоном являются одной из регулярно обсуждаемых сейчас в американской столице тем. В частности, пишут о том, что у предложенного на пост госсекретаря слишком уж тесные связи непосредственно с Владимиром Путиным и Игорем Сечиным. Вспоминают и многочисленные заявления Трампа о том, что с Россией следует договориться о совместной борьбе с террористами из ИГ. Специалисты-кремлеведы пишут статьи с советами, как лучше устроить отношения с Путиным. Советы как вполне разумные — о необходимости сконцентрироваться на выработке новых мер военного доверия, чтобы ненароком не спалить планету. Так и весьма залихватские — о возвращении к политике engagement (вовлечения) России в тесное сотрудничество в международных делах.
На фото: Управляющий партнер Global Energy Capital LLC, советник по международным отношениям предвыборного штаба избирательной кампании Д.Трампа Картер Пейдж во время презентации на тему: «Отходя от лицемерия: потенциальные стратегии в эпоху глобальной экономической стагнации, угроз безопасности и поддельных новостей» в рамках своего визита в Москву, рассказал о возможном повороте США в сторону России.
По всему видно, что Трамп в том или ином виде повторит то, что делали и Джордж Буш, и Барак Обама в начале своего президентства. Первый, напомню, умудрился заглянуть в глаза Путину и разглядеть в них душу. Все кончилось российско-грузинской войной и обсуждением в Белом доме планов бомбовых ударов по Рокскому тоннелю. Второй объявил «перезагрузку», а закончил обвинениями Москвы в попытках вмешаться в президентские выборы и поисками адекватного ответа.
Дело здесь не во внешнеполитических взглядах очередного хозяина Белого дома (у Буша и Обамы они были диаметрально противоположны), а в том, что Владимир Путин всегда верен себе. Он не стесняется использовать военную силу, когда считает это нужным. И рано или поздно любой американский президент оказывается перед неразрешимой проблемой: что делать, если ядерная держава откровенно нарушает международное право, как это делает Россия? Вариантов здесь два. Делать вид, что ничего особенного не происходит, и вести дела так, как будто ничего не случилось. Или взять курс на военное сдерживание Москвы по моделям холодной войны. Надо сказать, все начинают с первого и заканчивают вторым.
Вряд ли Трамп избежит того же пути…
Источник: ej.ru
22.12.16.