Штурм провален, а весь полк практически уничтожен: несколько человек ранены, остальные погибли, но числятся пропавшими. Таков результат боевой операции, в которой по приказу командования участвовали неподготовленные мобилизованные. Военнослужащие из Иркутской области в составе первого и второго батальона полка 1439 накануне штурма обращались к Владимиру Путину с жалобой на то, что их без всякой подготовки отправляют «на убой», а при отказе – стреляют в них из автомата. Обращение осталось без ответа, как и два предыдущих. Солдат бросили в бой, из которого подавляющее большинство не вернулось.
Штурм Авдеевского укрепрайона под Донецком состоялся в ночью с 28 февраля на 1 марта. Как рассказали Сибирь.Реалии родственники двух мобилизованных, их только спустя два дня доставили в госпиталь с осколочными ранениями. По словам обеих, «полк практически уничтожен».
«Под дулом автомата вытолкали, а сами уехали»
– Сослуживец брата звонил 1 марта, сказал, что тот ранен. Сам брат позвонил только сегодня (3 марта. – С.Р.) утром по местному, по нашему в обед. Сказал, что тяжело ранен, ему повезло, что сослуживец тот его дотащил, обычно так не делают. Обычно бросают и всех записывают в пропавших без вести – и раненых, и убитых. Говорит, бежали, а потом шли по полю, усеянному трупами. Просто шли по еще теплым телам. Это кошмарно, он рассказывал и плакал. Сколько слез уже выплакано, а я сегодня опять весь день реву. На верную смерть послали ведь, – говорит Екатерина, сестра одного из мобилизованных в полк 1439 (все имена изменены для безопасности собеседников).
– Моему мужу известно пока только о двоих раненых, остальные либо погибли, либо брошены там [на поле боя] в тяжелом состоянии. По его словам, 1 марта рано утром их батальон, 25 человек, на двух БТР привезли дэнээровцы и буквально выпнули их в чистом поле. А сами уехали! Они были без поддержки, в такой броне – палкой проткнешь. Не успели даже оглядеться – по ним давай палить. По словам мужа, больше всего ран нанесла «какая-то птичка». Я не знаю, что это на их армейском жаргоне – дрон с гранатой? Мол, «кинули птичку, и нас всех разбросало». «Очнулся с одним парнем, побежали в обратную сторону». Они под снарядами бежали несколько часов! Я до сих пор не верю, что он жив. Весь полк почти полег, это какая-то невероятная удача, – говорит жена второго мобилизованного из Ангарска Светлана (имя изменено).
По ее словам, муж уверен, что их бросили на верную смерть.
– У него такое ощущение сложилось, что их как живцов использовали. Их кинули – и тут же началась стрельба со стороны украинцев. В ответ стали палить дэнээровцы, откуда-то из-за голов иркутского батальона. То есть они меж двух огней как бы оказались. На что это похоже? Как на заклание их отправили. Они же их дулами автоматов из БТРов выталкивали, угрожали пристрелить, если не вылезут. По автомату на каждого – и все, вот и все вооружение. Ни траншеи или окопа, ни связи, ни разведки, ни брони, ни плана, что делать, – просто сидите в чистом поле, «не сдавайте позиции». Так они даже автоматы не успели схватить, как их обстреляли! И отстреливаться не могли – куда? Те сидят в укрепленных окопах, а эти – как на ладони, – повторяет Светлана. – Из 25 человек выжили только двое – муж и его товарищ. Ползли несколько часов под снарядами. Ни в госпитале, ни на точке, куда они доползли и ждали отвоза в госпиталь, – никого из батальона не было. Еще один сослуживец из первого батальона этого же полка отзвонился жене в Ангарск. Но он почему-то в госпитале в Ростове. Мой-то в Донецке. Я спросила его: «Может, ты не всех там видишь, может, еще где-то раненые из батальона?» Он: «Да мы все «свежие» тут вместе в одной большой палате – всех видно».
По словам Светланы, машину, которая отвезла их в госпиталь, раненые ждали около двух суток.
– Так они ему до сих пор (вечером 3 марта) осколок не достали. Какое зашивать?! Вообще его не касались – перебинтовали кое-как, и все. Я не знаю, когда операция и будет ли вообще. Ему уже заявили какие-то военные, что «дают меньше недели»! А потом опять бросят «на передок»! Фактически на убой. Я в шоке, это не передать словами. Им просто наплевать на солдат, они не то чтобы не берегут – они будто сознательно кидают их в самое пекло. Вчерашних строителей и водителей – какой результат может быть, кроме смерти? Он сам в шоке – несколько минут не мог вспомнить слово «колено», говорил: «Ранили туда, где нога сгибается», – говорит Светлана.
Мобилизованные из Иркутска записывали три видеообращения. В первом, опубликованном в конце января, они говорят, что 31 декабря их отправили в «ДНР», при этом готовили якобы к службе в территориальной обороне, но в итоге переквалифицировали в штурмовую группу без соответствующей подготовки. Военнослужащие сообщили, что, будучи в непосредственной близости от линии фронта, не имеют ни техники, ни поддержки, питаются и лечатся «за свой счет». За два дня пребывания на этой локации они уже потеряли двух убитыми и 19 ранеными. Солдаты просили вывезти их с линии соприкосновения.
Второе обращение, адресованное губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву, президенту Путину и главе Минобороны Сергею Шойгу, было опубликовано в начале февраля. В нем иркутские мобилизованные говорят, что их передали под командование военных из «ДНР», которые сообщили им, что теперь они – не территориальная оборона, а штурмовики. Авторы обращения ссылаются на отсутствие подготовки, средний возраст 35–40 лет, хронические заболевания и прочие факторы, ограничивающие их физические возможности и боеспособность подразделения.
В третьем видео от 25 февраля иркутские мобилизованные обращаются непосредственно к Путину и называют приказы своего командования «незаконными и преступными», утверждают, что их отправляют «на убой», а командиры из «ДНР» стреляют по мобилизованным «из автоматов и БМП».
Ответов на свои первые обращения военнослужащие не дождались. Лишь 26 февраля иркутский губернатор Кобзев опубликовал в своем ТГ-канале сообщение: «По поводу видеообращения, записанного нашими мобилизованными ребятами из полка 1439. Обратился за разъяснениями в военную прокуратуру Министерства обороны РФ. Там определили ответственного за работу с нашими военнослужащими. Проведены индивидуальные беседы, и в ближайшее время ребят переведут к новому месту службы».
А в первых числах марта иркутские чиновники заявили о том, что поехали в «ДНР», где мобилизованные жаловались на командование, и «намерены наладить связь» с полком, базирующимся в «ДНР». Раненые говорят, что о приезде им уже известно, но вопрос по-прежнему не решен, несмотря на заявление губернатора Кобзева.
– Ну, какое «решили»?! Опять вранье. Подошли и сказали, что перекинут под командование Славянской бригады так называемой «ДНР» в составе полка 41680. Муж говорит, а какая разница? Цифры поменяли и все – они по-прежнему «штурмовики», и в следующем «штурме» погибнут даже те счастливчики, что выжили 1 марта. Из них опять сделают живую мишень и бросят с рогатками против вооруженных в бетонных укрепах, – говорит Светлана.
На ее запросы в местный военкомат, военную прокуратуру и администрацию области о том, к какой части прикреплен ее муж, – до сих пор нет ответа. Записывать новое видео оставшиеся в живых, по словам жен мобилизованных, уже не будут.
– Он не видит смысла. Он уже смирился, что его отправили погибнуть. А я нет. Сейчас мы убедимся, что губернатор точно бросит недавних слесарей «штурмовиками» в Украине, и запишем видео уже женами, сестрами, матерями, – говорит Светлана.
Еще в середине февраля жена одного из мобилизованных, Анна начала размещать информацию о происходящем с ее супругом и его сослуживцами в группе «Сводка38» в инстаграме, в нескольких сообществах в «Одноклассниках», а также в чатах Viber и WhatsАpp, пишут «Люди Байкала».
В ответ на одно из сообщений неизвестная пользовательница написала Анне, что пожалуется на неё в ФСБ. После этого Анну попросили прийти в УФСБ по Иркутской области. Там потребовали удалить сообщения и предупредили, что могут наказать за распространение фейков. После этого сообщения Анны в группах удалили, а её саму заблокировали.
«В нас стреляли автоматами»
28 февраля в сети появилось еще одно видео с мобилизованными, на этот раз из Тюменской области, которые практически слово в слово повторяют жалобы иркутских военнослужащих. Лица военных также скрыты балаклавами, они сообщают, что ранее состояли в 4-й роте полка 1641 «Россомаха».
В феврале их привезли в Украину, где четвертую роту полка «раскидали по частям ДНР», изменив при этом военную специальность без их согласия. Фактически их отправляют на боевые задачи неподготовленными, говорят мобилизованные. По их словам, их уже перебрасывали «на красную ленту» (на фронт), откуда они лишь чудом вернулись живыми.
«Мы пытаемся добиться от командования, чтобы нам вернули военно-учетные специальности. В ответ: «У вас теперь другое командование, обращайтесь к ним». Мы толком не знаем, за кем мы числимся. Просим провести проверку здесь, на месте, а не на бумаге», – говорят на камеру авторы видео.
Ранее аналогичные видео записывали мобилизованные из Тувы. «4 февраля приехали военные из ДНР. В нас стреляли автоматами. Военная полиция приехала и побила нас», – заявили авторы обращения. Позже военная прокуратура объявила о начале проверки, а затем заявила, что «не нашла фактов, подтверждающих избиение тувинских мобилизованных военными из так называемой «ДНР».
Сhechenews.com
04.03.23.