Март 1844 г. — Убийство кровниками выдающегося чеченского полководца наиба Шуаиб-муллы Центоройского. В отместку за это имам Шамиль наказал жителей аулов Центорой и Гордали (по приговору Шариатского суда были казнены 40 мужчин из рода убийц).
«Чеченцы, по мнению многих исследователей, первыми создали род ползающих войск, воспитали образцовую горную кавалерию с такими поистине бессмертными примерами, как Казбич, Бейбулат, Талхиг, положили начало конно-горной артиллерии и придумали «кочующие батареи».
Они создали «завал» противника — прототип пехотного окопа и укрепленной точки, и глубоко продумали теорию эластичного фронта. Все это потом возникло у Тоглебена в Севастополе и у Бакланова — в Польше, но никогда не было изучено в полном объеме.
Европа дивилась казачеству и изучала, забывая или не зная, что оно — не первоисточник методов партизанской войны, — пишет исследователь. – Так, например, до сих пор остается неизученной война на рассеивание, блестяще осуществляемая одним из самых талантливых полководцев имамата — Шоип-Моллой Цонторойским.
С удивительной полнотой он превосходил то, к чему почти через столетие пришла современная теория малой воины» (Мюридизм на Кавказе, М., 1963г., Н.А. Смирнов).
Шуаиб родился в селении Билта-ойла (современный Тухчар Новолакского района Дагестана) в 1804 году в семье ученого Мухаммада, который дважды совершил хадж в Мекку.Все его родные жили в ауле Центорой . К этому же тейпу – Центорой – принадлежал и Шуаиб.
В юности он получил хорошее образование, проявил большие способности к наукам, учился у известных алимов Чечни и Дагестана, владел, кроме родного чеченского, арабским, кумыкским, аварским языками.
К моменту появления Шамиля в Чечне после поражения на Ахульго он был помощником Ташав-Хаджи и прославился среди народов Чечни и Дагестана как храбрый, мужественный командир, отважный воин, предводитель восставших горцев.
В начале 1840 г. Шамиль разбивает Чечню на четыре крупных округа. Над округом Гехи (Малая Чечня) он назначил наибом известного храбреца и друга Ахбердил Мухаммада из Хунзаха, над округом Мишки (Мичиковское общество) – Шуаиба, над округом Ауха – Ташав-Хаджи из Эндирея, а в Большой Чечне (округ Шали-Гермичик) наибом был Джавадхан.
Известно, что Шуаиб-мулла охранял и обеспечивал безопасность семьи Шамиля в самые тяжелые времена, когда после поражения на Ахульго у Шамиля в Чечне не было своего жилья и средств к существованию.
Шуаиб с самого начала завоевал искреннее уважение и расположение Шамиля, вместе с Ахбердил Мухаммадом становится самым близким и доверенным человеком. Шамиль полностью доверяет ему безопасность своей семьи, что наиб и делал с достоинством.
Шуаиб был одним из самых одаренных и талантливых наибов Шамиля. Высокий авторитет среди чеченского народа, умение объединять и вести за собой различные чеченские общества, необыкновенная твердость и последовательность в создании новых государственных основ управления путем ликвидации устаревших адатных законов, принципиальность и разносторонние организаторские способности помогали ему в создании и формировании основ государства Имамат в Чечне.
В 1840 г. Шуаиб-мулла и Ахбердил Мухаммад были самыми верными, одаренными и работоспособными наибами Шамиля.
Шамиль говорил: «Ахбердил Мухаммад и Шуаиб-мулла – два моих самых отважных и верных мюрида, «два крыла горного орла», я всегда с благодарностью вспоминаю их, когда мне очень трудно; жаль, что Аллах забрал их к себе так рано».
В конце 1840 – начале 1841 г. Шуаиб-муллу можно было видеть в самых разных направлениях действия шамилевских войск: в Ичкерии и Аухе, Салатавии и на Кумыкской плоскости, в горах Дагестана, Ингушетии и на подступах к Моздоку, в направлении Владикавказа, в Горной Чечне, на границе с Грузией и в центре Имамата – в Дарго.
27 декабря 1840 года Шуаиб-мулла совершает набег на Амир-Хаджи-Юртовское укрепление — набег, примечательный «как по многочисленности участвовавших в нем скопищ горцев, так и по смелости предприятия».
В течение всей зимы 1840–1841 года храбрые воины под командованием Шуаиба совершали походы за Сулак, до самой Темир-Хан-Шуры, угрожая сообщению с Кавказской линией и Закавказьем. Командиры его воинских отрядов совершали смелые рейды и набеги на царские крепости и укрепления по всей Сулакской и Моздокской укрепленным линиям.
Он развернул мощную организаторскую работу по созданию Имамата на всей территории Чечни и Дагестана, неустанно следовал за Шамилем, став для него по-настоящему надежной опорой, правой рукой.
Именно начиная с 1840 года раскрылись его необыкновенные способности и талант шамилевского полководца, администратора в деле строительства нового государства. Со стороны нельзя было не видеть в действиях Шуаиба неуемную энергию, титаническую работоспособность, смекалку и упорство в порученном деле. Шамиль, его сподвижники и царское командование колониальных войск высоко ценили и уважали этого простого чеченца, ставшего широко известным на всем Кавказе благодаря только своим личным качествам.
Там, где выступал Шуаиб-мулла, всегда были успех и победа, он не знал поражений в сражениях с царскими генералами. Так, например, в октябре 1841 г. он возглавил объединенный поход чеченцев на Кизляр, который принес его воинам не только богатую добычу (они отняли у царских войск одну пушку), но и военную славу. Шуаиб нанес сокрушительное поражение царским войскам под командованием генерал-майора Ольшевского, пытавшегося отрезать путь воинам Шуаиба в горы.
Зимой 1841–1842 г. Шуаиб-мулла производит целую серию опустошительных набегов на Кумыкскую равнину, создав серьезную угрозу сообщению между Темир-Хан-Шурой и остальной линией.
Полководческий и административный таланты Шуаиба особо проявились летом 1842 года в битве с колониальными войсками под командованием генерал-адъютанта П.Х. Граббе, который тремя годами ранее нанес сокрушительное поражение Шамилю под Ахульго.
Известно, что в мае 1842 г. Шамиль вместе с такими известными своими полководцами, как Ахбердил Мухаммад, Хаджимурад, Кебед Мухаммад из Телетля и другими, находился под Кумухом с целью вторично овладеть и установить там имаматские законы. Зная это, П.Х. Граббе решил вторгнуться с большими силами из Герзель-аула в Ичкерию, овладеть столицей Имамата Дарго и захватить находящуюся там семью и близких Шамиля.
Историк Шамиля оставил нам следующее описание этого эпизода: «Когда имам выступил для оказания помощи казикумухцам и подготовил для этого войско, проклятый граф с многочисленными отрядами и большим количеством снаряжения вознамерился двинуться на детей и женщин имама, находившихся в Дарго.
Сделать это он думал со стороны Ичкерии, пройдя между двумя вилайетами; один, управляемый храбрецом Шуаибом, а другой – Уллубием, наибом Ауха. Известный храбрец Шихмирза Дылымский пошел тогда к наибу Уллубию и нашел его слабым и печальным, так как на его глазах пришли в беспорядок дела его детей и вопрос их охраны.
Затем Шихмирза пошел к Шуаибу и нашел его, подобным льву, приготовившемуся к прыжку. Шуаиб уже возвел вал поперек дороги, которую имели в виду русские, и устроил на ней завалы. Шихмирза спросил Шуаиба: «Ну как ты себя чувствуешь?» Тот ответил: «Намерен быть терпеливым при встрече с врагами и не отступать перед ними». Затем Шихмирза спросил: «А как твои воины?» Шуаиб ответил: «Ну как могут быть они? Через нас русские пройдут, если только меня убьют, по каплям выпустят из меня кровь и затем растопчут».
В этом сражении проявился большой талант Шуаиба, которого впоследствии назвали маршалом лесной войны. Шуаиб со всех сторон, с флангов и тыла, окружал царские войска, потом вклинивался в середину колоны, отсекал авангард от основного отряда, отрезал и окружал арьергард во главе с командирами, и методично уничтожал противника.
Он искусно соорудил по пути отряда П.Х. Граббе большое количество лесных завалов, волчьих ям, разместил на деревьях самых метких стрелков. Шуаиб был настоящим мастером и новатором ведения войны в лесах.
Он впервые применил в ичкерийских лесах тактику кинжальных ударов по противнику, суть которых заключалась в том, что группа отчаянных смельчаков бросалась в колонну врага, вносила суматоху и расстройство. На время пока войско опомнится и перестроит свои ряды эта группа отходила, в бой вступали другие группы, засевшие в укрытиях, волчьих ямах, устроенных по пути движения колонны русских войск.
Как писал Мухаммед Тахир, этот прославленный шамилевский наиб – Джавадхан – «кусал себе кончики пальцев, сожалел, что у него нет возможности принять участие в этой битве»
Отличное знание местности, превосходное умение ориентироваться в лесу днем и ночью, молниеносная подвижность воинов Шуаиба позволили ему навязать Граббе свою тактику боя и одержать победу малыми отрядами над целыми батальонами и полками.
Чем больше продвигались войска Граббе в глубь дремучих лесов, тем ожесточеннее и страшнее становилась для них эта дорога. Старые солдаты, служившие давно на Кавказе, впоследствии назвали этот поход в ичкерийских лесах дорогой в ад.
Шуаиб и его воины были мастерами молниеносного удара и такого же быстрого отхода, ночного боя, окружения по частям войск П.Х. Граббе, преследования противника в авангарде, по флангам, с тыла в течение всего похода. Многие другие тактические новинки, примененные Шуаибом, в дальнейшем широко использовал имам Шамиль, особенно летом 1845 года, когда разгромил в Чечне войско под командованием наместника М.С. Воронцова.
Дуэль между известным царским генералом П.Х. Граббе, победившим самого Шамиля под Ахульго летом 1839 г., и шамилевским мудиром Шуаибом завершилась полной и безоговорочной победой храброго и умного чеченца.
Армия Граббе была разбита и сокрушена. 2 июня 1842 г., на четвертый день своего похода, Граббе отдал приказ остаткам войска возвращаться тем же путем туда же, откуда начали свое наступление, т. е. в сторону Герзель-аула и крепости Внезапная. Повернувшему назад отряду гораздо труднее было пробивать дорогу, нежели двигаться вперед.
В течение четырех дней русские войска были в полном окружении и 4 июня возвратились в Герзель-аул, потеряв, по официальным данным (которые, как правило, значительно занижались), двух генералов, 66 офицеров, около 1800 солдат, не считая многочисленных раненых, огромный обоз и две пушки, доставшиеся горцам.
В конце июня 1842 г. П.Х. Граббе попытался получить реванш за поражение в Ичкерии от наиба Шуаиба. Он собрал 20 батальонов общей численностью свыше 15 тысяч человек и 24 июня двинулся в Нагорный Дагестан, взял Цатаных, потом – аул Игали на правом берегу реки Андийское Койсу. 29 июня экспедиция бездарно закончилась.
В своем сочинении Мухаммед Тахир приводит одно очень интересное дополнение о том, как Шуаиб побеждает царского генерала не только на поле битвы, но и в прозе. Историк писал: «Этот граф (Граббе) после того события отправил послание к Шуаибу примерно такого содержания: «Ты не воображай!
Не гордись тем, что убил одного или двух солдат, которые пошли в лес за дровами». Шуаиб направил ответное послание, где было написано: «Я там не присутствовал, однако слышал, что мальчики пошли в лес резать порей и убили солдат».
О блестящей победе Шуаиба стало известно не только в Чечне, Дагестане, Кавказе, в Санкт-Петербурге, но и за рубежом. Шамиль, вернувшись в Дарго, наградил Шуаиба драгоценным расписанным и расшитым знаменем, которое раньше принадлежало Аслан-Хану. Он также похвалил бойцов.
Имам наградил его орденом в виде звезды с надписью: «Нет силы, нет крепости, кроме Бога единого».
Шуаиб-мулла первым в Имамате создал четкую систему воинских формирований, которые отличались храбростью, дисциплиной, были хорошо экипированы и лучше других вооружены. Он получил широкую известность как военный строитель и реформатор. Имам Шамиль во всем поддерживал его, помогал ему первым внедрить новое в организации войска. Шуаиб-мулла одним из первых начал использовать трофейные пушки, создал из чеченцев и перешедших на сторону Имамата русских солдат и офицеров артиллерийские батареи. Как показали время и события, Шуаиб-мулла был удивительно талантливым и способным организатором вооруженных сил нового государственного образования.
Первыми в Имамате его воины научились не только чинить и использовать трофейные артиллерийские орудия, захваченные у царских войск, но этими же орудиями выигрывать бой у укрепленных в крепостях артиллерийских батарей противника. Отнятыми у врага орудиями он громил его же артиллерийские батареи.
Шуаиб-мулла был известен в Имамате не только как отважный и распорядительный наиб и мудир, новатор и реформатор, но и как поистине набожный ученый, благородный, щедрый человек, страстный проповедник добра и мира между людьми, народами, истинный интернационалист, как и Шамиль.
Под его началом в артиллерии и коннице служили рядом с чеченцами и дагестанцы, адыги, черкесы, кабардинцы, добровольно перешедшие на сторону Имамата русские солдаты, офицеры, казаки, представители других народов. Он не различал людей по вере, социальному происхождению, среди его командиров воинских подразделений были мусульмане и христиане, иудеи и католики, бывшие крепостные крестьяне, рабы, беки, князья, уздени. Поэтому народ его любил и уважал. Царское командование ненавидело и предпринимало все возможные средства, чтобы его нейтрализовать, отдалить от Шамиля.
Уже в июле 1842 г. военный министр Российской империи генерал-адъютант Чернышев указывал А.А.Головину, командующему войсками на Кавказе, на возросший авторитет среди народа таких сподвижников Шамиля, как Ахбердил Мухаммад и Шуаиб-мулла; предлагал использовать «неограниченные деньги, самые разнообразные методы для нейтрализации или организации раздора, разногласий между ними, вплоть до заказного политического убийства».
Шуаиб был убит кровниками в начале марта 1844 г.в селе Центорой.
В ответ на его убийство Шамиль сжег селения Центорой и Гордали и жестоко наказал их жителей.
Источник: www.facebook.com
11.03.16.