Первый президент Азербайджана Аяз Муталибов бежал из родной страны в Москву в мае 1992 года. У Муталибова сложились непростые отношения не только с преемниками из Народного фронта Азербайджана. Его главным врагом был третий президент страны – и фактический создатель современного Азербайджана – Гейдар Алиев.
Алиев – в отличие от руководителей современной Украины – имел более чем прочные связи в российской столице. Как и Муталибов, он был членом политбюро ЦК КПСС. И еще был выходцем из системы КГБ, фактически установившей контроль над Россией после запрета КПСС. Такой человек мог здорово попортить кровь любому, с кем боролся, кого считал конкурентом.
Муталибову пришлось пережить несколько унизительных задержаний за нарушение миграционного режима. Один раз он провел в отделении милиции несколько часов. Другой – несколько недель. Да, Азербайджану его так и не выдали. Но представьте себе, какое унижение для бывшего президента, члена политбюро, первого секретаря ЦК республиканской компартии сидеть в «кутузке».
Муталибов мог всего этого избежать, если бы принял российское гражданство. Не нужно утверждать, что у него не было такой возможности. Конечно, была – даже если бы он не активизировал свои связи в российском руководстве. В 90-е годы российский паспорт стоил гроши. Кроме того, Муталибов, как бывший гражданин СССР, мог получить его по облегченной процедуре – тогда еще действовало соответствующее законодательство.
Почему он этой возможностью не воспользовался – ну хотя бы тогда, когда Алиев вернулся к власти и у него появился по-настоящему могущественный враг? Ведь это были уже не шутки. Москва выдавала Алиеву опальных чиновников – даже бывший премьер Сурет Гусейнов, который был креатурой России в еще большей степени, чем украинские марионетки Янукович и Азаров, был выдан, приговорен к пожизненному заключению и помилован спустя пять лет только благодаря решению сына Гейдара Алиева, Ильхама. А Муталибов был отнюдь не так дорог России, как Гусейнов.
Может быть, Муталибов ощущал себя президентом Азербайджана? Может быть, он ощущал себя политическим деятелем? Может быть, у него было элементарное чувство самоуважения? Может быть, он просто ощущал себя азербайджанцем? Может быть, не хотел дожить до дня, когда кто угодно сможет назвать его предателем собственной страны, из страха перед врагами отказавшимся от самого себя?
Не знаю, это нужно спросить у Муталибова. А у Януковича, Азарова и прочих проходимцев ничего можно не спрашивать. Они предателями родились – предателями умрут. Предатель – это же не случайное стечение обстоятельств, не попытка обезопасить себя от справедливого наказания, не желание спасти награбленное.
Предатель – это состояние души. Вот такая у них мелкая душонка. Когда они воровали и обманывали, когда принимали решения о репрессиях против собственных граждан, когда бежали из нашей страны – они точно знали, что им ничего не грозит.
Российский паспорт уже был в кармане – плата за верность хозяину, за готовность уничтожить свою собственную страну, только чтобы больше захапать и ему угодить. Впрочем, что значит «собственную»? Для них это просто территория кормления.
Поэтому никакой смены гражданства у Януковича и Азарова не произошло. Предатель не может быть гражданином.
Виталий Портников, newsru.ua
29.04.16.