Владельцу «Русснефти» Михаилу Гуцериеву может перейти доля в компании «Уралкалий», основным акционером которого ныне является дагестанский миллиардер Сулейман Керимов. Заинтересованность в подобном развитии событий высказал президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на сегодняшней встрече с руководителями СМИ стран СНГ.
Страха нет
Подчеркнув, что предметно покупка компании с Гуцериевым пока не обсуждалась, президент Белоруссии добавил: «Только в общих чертах я ему говорю: «Михаил, чего ты не хочешь купить?». Говорит – подумаю. Потом слышу, что он якобы участвует. При встрече, конечно, я ему задам вопрос. Я был бы заинтересован, чтобы он работал».
«Он у нас строит рудник, будет производить полтора миллиона тонн своих удобрений, — цитирует Лукашенко «Белта». — Он бы был вмонтирован в эту систему, производил бы свои удобрения как частник. Нам было бы очень выгодно. Он никуда бы не делся от БКК».
Далее глава Белоруссии заверил, что ему незнакомы имена потенциальных претендентов на контрольный пакет акций «Уралкалия»: «Я Прохорова (Михаил Прохоров, российский миллиардер, основатель партии «Гражданская платформа» — прим. ред.), Когана (Владимир Коган, российский банкир — прим. ред.) вообще не знаю, даже не представляю, чем они занимаются».
Кроме того, Лукашенко отметил, что обсуждал проблему «Уралкалия» с президентом России Владимиром Путиным. «Я ему говорю: «Чего переживаешь? Пускай, в крайнем случае, государство выкупит этот актив, и я гарантирую, что мы в течение двух-трех лет восстановим все, что было, по ценам». Страха никакого нет, если на этом этапе актив будет у государства. Все равно оно потом продаст дороже», — приводит слова президента Белоруссии издание «Салidарнасць».
Были бы деньги…
К заявлениям Лукашенко относительно скандала с «Уралкалием» стоит прислушаться. В этой истории инициатива находится в руках президента Белоруссии. И, судя по всему, Кремль против этого нисколько не возражает. Если поначалу арест в Минске гендиректора российской компании Владислава Баумгертнера воспринимался с изрядной долей недоумения, то после скудных комментариев на эту тему президента России стало ясно, что главы союзных государств играют в одной команде.
Подробно на этом сюжете мы останавливаться не будем — все факты, детали, версии изложены в предыдущих публикациях «Кавказской политики». Отметим лишь два нюанса. Во-первых, согласно предположениям экспертов, оппонентом президентов двух стран, выступает команда российского премьера, куда, по мнению наблюдателей, входит Керимов. Во-вторых, среди российских претендентов на покупку контрольного пакета акций «Уралкалия» назывались в основном имена людей «президентского круга». Это упомянутый уже Владимир Коган, владелец «Роснефти» Игорь Сечин, миллиардер и близкий друг Путина Аркадий Ротенберг. Пожалуй, особняком в этом списке стоит лишь Михаил Прохоров. Однако утверждать не беремся, поскольку его роль в российской политике весьма туманна.
В контексте дела «Уралкалия» в компании приближенных к президенту России оказался и Михаил Гуцериев. В конце сентября на вопрос журналистов, собирается ли он выкупать долю Керимова, ингушский миллиардер отвечал уклончиво: «Были бы деньги — я бы купил». Тогда это звучало как отказ, сегодня уже похоже на то самое «подумаю» из разговора с Лукашенко.
Круче только Сечин
Разумеется, наивно полагать, что нескольких фраз Лукашенко окажется достаточно для того чтобы перед Гуцериевым расступились тяжеловесы из команды Путина. Однако, похоже, что в драме про «Уралкалий» все роли давно уже расписаны.
Как известно, владелец «Русснефти» с 2007-го по 2010 год был вынужден жить за границей. В России на его бизнес наложили арест. Сам Гуцериев находился в международном розыске. По некоторым данным, санкции были вызваны тем, что миллиардер спонсировал ингушскую оппозицию. Как бы там ни было, сегодня все обвинения с предпринимателя сняты. А в конце июня ему удалось вновь стать единственным владельцем нефтяной компании.
Надо сказать, что накануне,16 мая, Гуцериев и Сечин побывали в Минске, где прошла их совместная встреча с президентом Республики Беларусь. Комментируя итоги деловых переговоров, Лукашенко выразил готовность обсуждать вопрос расширения объемов поставки российских нефти и газа.
22 мая Гуцериев дал большое интервью телеканалу «Дождь», где отметился двумя любопытными для нас высказываниями. Первое касалось президента России: «Если вы спросите про президента России, кого я поддержал, я бы сказал: «Владимира Путина». Второе было посвящено Сечину: «Я вам могу искренне сказать: я сильнее менеджера, чем себя, видел только его. Это очень сильный, прагматичный, правильно выстроенный менеджер».
Еще одна важная деталь. Через три дня после Гуцериева и Сечина, 20 мая, к Лукашенко приезжал Керимов. В СМИ этот визит остался почти незамеченным. «Официальная информация по этой встрече настолько скупа, что так и не стала понятна цель его приезда, — констатировало издание Ostkraft. — В частности, слово «Союзкалий» публично не прозвучало ни разу. Вместо этого белорусский президент призвал Керимова работать солидарно».
«Любая попытка действовать врозь, особенно сейчас, ведь мы создали единую компанию по реализации калийных удобрений, будет только вредить и «Уралкалию» с одной стороны, и «Беларуськалию» с другой. И мы не скрываем, что будем усиливать наши действия по единству на рынке калийных удобрений», – передавала в тот раз пресс-служба слова Лукашенко.
Что было дальше, известно. 30 июля российская компания объявила о прекращении продаж через БКК и смене торговой политики. (До этого момента, напомним, БКК являлся эксклюзивным экспортером калийных удобрений производства ОАО «Беларуськалий» и ОАО «Уралкалий»). А 26 августа последовал арест Владислава Баумгертнера.
Если рассматривать историю в предложенной нами ретроспективе, то можно с большой долей вероятности предположить, что Керимову было известно, чем обернется поездка в Минск, куда его пригласили вместе с Баумгертнером и Александром Волошиным, председателем совета директоров «Уралкалия».
Впрочем, сейчас это уже не столь важно. По всей видимости, вскоре мы станем свидетелями весьма интересных процессов, связанных в том числе с изменением расклада сил на Северном Кавказе. И, судя по всему, Керимову придется передать свои активы Гуцериеву — вновь обращенному «человеку Путина».
Ну а что же старая гвардия президента? Здесь снова надо обратиться к словам Лукашенко. На уже упомянутой встрече с руководителями СМИ президент Белоруссии заявил, что он в настоящее время ведет переговоры с Игорем Сечиным. Если стороны найдут понимание, «Роснефть» получит статус специального импортера нефти.
Источник: kavpolit.com
22.10.13.