«Зампреду российского правительства Дмитрию Рогозину было недостаточно сделать мрачное предупреждение о том, что со стороны Молдавии будет «серьезной ошибкой» пытаться установить более тесные связи с Европой», — пишет московский корреспондент The New York Times Дэвид Хершенхорн. «Надеемся, что вы не замерзнете», — добавил он, завершая в сентябре визит в эту бедную бывшую советскую республику, которая полностью зависит от российского газа.
Затем посетивший Кишинев патриарх Кирилл осудил Западную Европу, «где религия просто исчезает». А через три дня российские чиновники запретили импорт молдавских вин, напоминает издание.
«Это запугивание, которое Кремль отрицает, направлено не только против Молдавии», — пишет журналист. Накануне конференции, которая должна состояться в следующем месяце и на которой ЕС планирует достигнуть прогресса в сфере политических и торговых соглашений с некоторыми постсоветскими государствами, Россия напрямую дает понять своим маленьким соседям, что им лучше присоединиться к Таможенному союзу России с Белоруссией и Казахстаном.
Лихорадочные попытки сохранить свое влияние отражают все еще ощутимое раздражение российских чиновников присутствием НАТО в бывшей советской сфере влияния и желание сдержать распространение на восток европейской экономической мощи, полагает Хершенхорн.
На его взгляд, о прессинге России свидетельствует запрет на ввоз украинских и литовских продуктов, а также «капитуляция» Армении, которая в сентябре, после визита президента Сержа Саргсяна в Москву, присоединилась к Таможенному союзу.
Тем не менее, наибольшее давление испытывает Молдавия — маленькое, не имеющее выхода к морю государство с населением 3,6 млн человек, которое является, без сомнений, беднейшей страной на континенте, пишет автор статьи.
Ходили слухи о том, что десятки тысяч молдаван, работающих в России, будут депортированы в ходе борьбы с миграцией, а это перережет единственную для многих семей финансовую артерию. «Однако, вместо того чтобы запугать лидеров шаткого коалиционного правительства страны, российская тактика только укрепила их решение подписать политические соглашения и договор о свободной торговле с ЕС», — говорится в статье.
«Мы понимаем, что у России есть геополитические интересы в этом регионе, но также существует поговорка: «Невозможно дважды войти в одну реку», — передает слова президента Молдавии Николае Тимофти автор статьи. — Невозможно воссоздать союз, который был когда-то».
Когда Россия ввела аналогичный запрет на молдавские вина в 2006 году, по словам чиновников, экспорт в Россию составлял более 70% произведенного товара. Сейчас он не превышает 30%.
«Европейские лидеры осудили эти усилия со стороны России и приняли контрмеры, убрав ограничения в действующих торговых соглашениях на беспошлинный ввоз молдавского вина», — говорится в статье.
Некоторые молдавские чиновники также обвиняют Россию в разжигании волнений в стране, подогревании конфликта с Приднестровьем — территории, объявившей себя независимой от Молдавии, отмечает газета.
В своем интервью премьер-министр Молдавии Юрие Лянкэ отметил, что страна сейчас находится на перепутье. «Мы можем пойти одним путем, что будет означать принятие демократический ценностей и построение на основе этих ценностей (…) общества с процветающей экономикой», — заявил он. — Или мы можем навсегда остаться в этой промежуточной зоне, где не соблюдается законность, у людей нет уверенности в будущем, и, следовательно, они уезжают из страны».
Президент Тимофти заявил, что он верит в присоединение Молдавии к Евросоюзу, и высказал такую мысль: «Возможно, в какой-то момент в будущем Россия сама станет членом ЕС, и мы снова будем вместе», — передает корреспондент.