Передал Ат-Тирмиза (1663) от Аль-Микъдада ибн Ма’ди Караба: Сказал посланник Аллаха, ﷺ: Шахид от Аллаха получит шесть особенностей: Ему простятся грехи с первой пролитой каплей крови; он увидит своё место в Раю; будет защищён от мучений в могиле, и обезопашен от Великого Страха (в Судный День); ему на голову будет возложена Корона Величия, один яхонт из которой лучше, чем дунья и всё, что в ней; ему в жёны будут даны семьдесят две гурии; и он получит право заступиться за семьдесят человек из числа своих родственников. (Ат-Тирмизи и Аль-Альбани сочли достоверным).
Имам Ахмад (7051) привёл от Абдуллах ибн Амра ибн Аль-Аса, что посланник Аллаха, ﷺ, сказал: Шахиду прощаются все грехи, кроме долга. (Шуайб Аль-Арнаут назвал достоверным по условиям Муслима)
Шахиды живые, получают ризк у своего Господа, как сообщил об этом Всевышний Аллах. Это жизнь в барзахе, которую невозможно сравнить с жизнью в дунья, и никто, кроме Аллаха, не знает её истинной сущности.
Сказал Всевышний Аллах «Не говорите о тех, кто убит на пути Аллаха, «мертвые», нет, они живые, однако вы не знаете» (Корова, 154). И сказал Он «Не считай ни в коем случае тех, кто был убит на пути Аллаха мёртвыми, наоборот, они живые, получают ризк у своего Господа» (Семейство Имрана, 169).
Муслим в «Сахихе» (1887) рассказал от Масрукъа: Мы спросили Абдуллаха ибн Мас’уда об этом аяте, и он сказал: Мы тоже спросили об этом, и он ответил: «Их души внутри зелёных птиц, сидящих на люстрах, подвешенных под Престолом Аллаха. Они летают по Раю куда и когда пожелают, а затем возвращаются к этим люстрам. Их Господь задал им вопрос: «Желаете ли вы чего-либо?», и они ответили: «Чего же ещё нам желать, ведь мы летаем по Раю куда и когда захотим?!» И Аллах задал им этот вопрос трижды, и когда они поняли, что от них требуется ответ, они сказали: «О Господь наш, мы хотим быть возвращены в наши тела и быть убиты на Твоём пути второй раз!». И когда Аллах увидел, что нет у них потребности ни в чём, Он перестал задавать им этот вопрос».
И рассказал имам Ахмад (15351): Нам рассказал Мухаммад ибн Идрис (то есть Аш-Шафи’и) от Малика, от Ибн Шихаба, от Абдуррахмана ибн Ка’ба ибн Малика, что он рассказал, что его отец Ка’б ибн Малик рассказывал, что посланник Аллаха, ﷺ, сказал: Поистине, душа верующего – птица, сидящая на деревьях Рая до тех пор, пока Аллах, Велик Он и Славен, не вернёт её в тело в День Воскресения».
Сказал Ибн Касир, رحمه الله: Это передается с достоверным и великим иснадом, в котором собраны трое из четырех имамов мазхабов. (Тафсир Ибн Касира, 2/164).
Сказал Ибн Касир, رحمه الله: Души шахидов находятся в зобах зеленых птиц, и они в отношении к душам других верующих подобны звёздам, потому что летают сами по себе. (Тафсир Ибн Касира, 2/164).
Рассказал имам Ахмад (2389) от Ибн Аббаса, رضي الله عنهما: Сказал посланник Аллаха, ﷺ: Шахиды находятся у истока реки, протекающей у врат Рая, в зелёном шатре. К ним приходит их ризк из Рая утром и вечером.
Сказал Ибн Касир, رحمه الله: Иснад этого хадиса хороший. Шахиды же делятся на несколько групп: среди них есть те, чьи души летают в Раю, и те, кто обитают у реки около врат Рая, и возможно также, что они слетаются к этой реке и собираются там, и получив там своё пропитание, они улетают. . (Тафсир Ибн Касира, 2/164).
И слова в хадисе: «О Господь наш, мы хотим быть возвращены в наши тела и быть убиты на Твоём пути второй раз!» , а также слова в другом хадисе «до тех пор, пока Аллах, Велик Он и Славен, не вернёт её в тело в День Воскресения» указывают на то, что наслаждения шахидов– это наслаждения душ, и что эта жизнь – жизнь душ, жизнь в барзахе, не подобна ничем жизни в дунья, и что души не в телах, в которых они были в дунья, и поэтому они просили Аллаха вернуть их в тела, чтобы вновь быть убитыми.
Сказал Ибн Аль-Каййим: Жилища шахидов, их дома и дворцы, которые Аллах приготовил для них, это, безусловно, не ти люстры, на которых обитают их души в барзахе. Они видят свои жилища и места в Раю, и пребывают на люстрах, подвешенных к Престолу, потому что полный и совершенный вход в Рай будет в День Воскресения, а вход душ в Рай в барзахе – это другое. (Ар-рух, 97).
Сказали ученые «Постоянного комитета»: Жизнь пророков, шахидов и остальных праведников – это жизнь в барзахе, истинную сущность которой не знает никто, кроме Аллаха, и она не подобна их жизни в дунья. (Фатвы постоянного комитета, 1/173-174).
К далилам на то, что эта жизнь не является жизнью дунья, относится тот факт, что имущество шахидов делится между наследниками, их жёны выходят замуж после них, и также на них распространяются остальные законоположения других умерших.
Подготовил Муслим Галанчожский
27.10.13.