Драматические события в Назрани вновь обратили внимание на такое негативное явление, как умыкание невест
Большой социальной проблемой Ингушетии продолжает оставаться умыкание девушек с целью вступления с ней в брак. Такая «дикая» старинная традиция может показаться анахронизмом, но, тем не менее, она существует и поныне, и тому есть ряд объективных и субъективных причин.
Последние годы количество подобных случаев в ингушском обществе существенно сократилось, благодаря усилиям старейшин, духовенства и руководства республики, которые вынуждены искать пути противодействия этому средневековому варварскому обычаю, который никак не согласуется с нормами культуры и этикета (эздел) вайнахов.
На уровне муфтията приняты решения, запрещающие имамам населенных пунктов проводить обряды венчания таких пар, установлена сниженная ставка калыма до приемлемой и посильной для всех категорий граждан суммы, во всех мечетях, школах, Вузах, Сузах и через средства массовой информации ведется воспитательная работа с молодежью, осуждающая подобные явления.
Понемногу в ингушском обществе формируется устойчивое осуждение обычая умыкания невест. Растет духовно-нравственное просвещение жителей. Все больше людей осознают необходимость следования исламским нормам, которые прямо и недвусмысленно запрещают такие вещи. Да и слишком много на слуху страшных примеров, где похищения девушек заканчиваются большой трагедией, в том числе и с убийством людей.
Последнее предупреждение
Последний такой нашумевший случай связан с умыканием некой Евлоевой из сельского поселения Сурхохи Назрановского района, которую похитил ее односельчанин Богатырев. Четырежды Хади Евлоеву возвращали домой, пока накрученные противостоянием молодые парни из противоборствующих семей не устроили вендетту в самом центре Назрани со стрельбой из пистолетов и автоматов.
В результате двое ребят Аушевых из числа родственников жениха оказались убитыми на месте. Шальная пуля унесла жизнь женщины, ехавшей в этот момент мимо на автобусе. Тридцатилетняя Патимат Льянова, кстати, в девичестве тоже Аушева, была на девятом месяце беременности и сидела рядом со своим девятилетним сыном, когда автоматная пуля попала ей прямо в сердце. Все моменты стрельбы зафиксированы несколькими камерами видеонаблюдения.
Позиция сторон конфликта сильно разнится по описанию обстоятельств трагедии и причин, к ней приведших.
Родной дядя девушки и отец одного из участников перестрелки Ваха Евлоев, оказавшийся в центре скандала, является приближенным Главы Ингушетии и занимает должность директора республиканского аэропорта «Магас». По информации от родственников этой семьи, виновниками трагедии является сторона жениха.
Похищение Хади, четыре раза сопровождавшееся серьезными осложнениями отношений и предупреждений в адрес жениха оставить их семью в покое, как видно из ситуации, не возымели действия. Упорное нежелание молодого человека прислушаться к мнению старших привело к озлобленности евлоевской родни.
Как говорят очевидцы, после третьего похищения родственники девушки очень серьезно предупредили парня, что следующий подобный случай будет иметь для него самые серьезные последствия, на что незадачливый жених дал слово, что такое больше не повторится, и как видно из последующего, обещание не сдержал.
Чтобы окончательно отбить у жениха охоту похищать их сестру, несколько родственников Хади вместе с ее дядей Вахой Евлоевым стали патрулировать улицы села в надежде поймать виновника и по-свойски с ним потолковать.
Конфликт
По одной из версий им навстречу попались родственники Богатырева братья Аушевы, разговор с которыми закончился не в пользу Евлоевых, так как противники оказались достаточно сильными и подготовленными спортсменами. Ретировавшись с места, Евлоевы кинулись за подмогой и уже в более внушительном составе начали искать своих обидчиков. Повстречав в центре села другую группу Аушевых, они их избили в отместку за свое прежнее поражение.
Теперь уже даже не имевшие к похищению девушки представители тейпов Аушевых и Евлоевых стали готовиться к войне. На следующий день после этих событий некто представившийся Евлоевым позвонил одному из братьев Аушевых и сказал, что он находится в центре Назрани на улице Муталиева и готов с ним встретиться и объясниться.
Двое Аушевых, по одной из версий, в масках с пистолетом и бейсбольными битами тут же кинулись на «стрелку». Ожидавший их сын Вахи Евлоева майор полиции Магомед и его двоюродный брат Магомед Нальгиев, увидев, что из припарковавшейся рядом с ними иномарки выходят мужчины в масках, тут же открыли огонь на поражение.
Учитывая многолюдное место встречи, можно предположить, что участники кровавой разборки не предполагали такого развития событий, иначе для этого была бы выбрана другая площадка. Но, так или иначе, все закончилось стрельбой и трупами. По мнению Аушевых, это было целенаправленное спланированное убийство, где никакого словесного объяснения не предполагалось изначально.
Следствие
В настоящее время следователи не дают никаких комментариев произошедшему. Дело в том, что главный стрелок Магомед Евлоев является заместителем начальника УБЭП Ингушетии. И как показывает экспертиза, выстрелы, унесшие жизни всех потерпевших, были произведены из его табельного оружия автомата Калашникова. Сразу после перестрелки все оставшиеся в живых ее участники тут же покинули место происшествия.
Дело находится под личным контролем Главы региона Юнус-Бека Евкурова, поскольку может иметь еще более серьезные и масштабные последствия – тейпы Евлоевых и Аушевых одни из самых многочисленных и влиятельных кланов Ингушетии. Чтобы как-то успокоить ситуацию, к работе подключились почти все общественные и духовные лидеры.
Учитывая данный показательный пример, уверен, что проблема умыкания невест и социальная база этого явления станут предметом широкого обсуждения в ингушском обществе. Наверняка будут усилены меры по осуждения и противодействию этого негативного явления. И возможно, для отдельных горячих голов такой вышеприведенный поворот событий станет предостережением от необдуманных действий.
В завершение хотелось бы отметить, что рассматриваемый вопрос, к счастью, не является характерным для ингушского менталитета. Подобные отдельные ситуации вызывают осуждение большинства жителей республики. Несмотря на вышеперечисленные сложности, Ингушетия — один из самых благополучных в демографическом отношении регионов России.
Ведь у горцев еще сохраняется уважение к авторитету старших, семейным ценностям. Тонкие нюансы кавказского этикета взаимоотношений позволяют сохранять баланс в обществе, руководствуясь основами религии, обычаями предков и здравым смыслом.
Источник: kavpolit.com
05.11.13.