Главная » Все Новости » События » Пираты, юристы и Шекспир против Кремля

Пираты, юристы и Шекспир против Кремля

В среду в Международном трибунале по морскому праву начались слушания по делу «Нидерланды против России» о задержании ледокола Arctic Sunrise. В это же время в Москве активисты Greenpeace на резиновых лодках прямо под стенами Кремля устроили перформанс в поддержку своих товарищей, сидящих в СИЗО Мурманска. Экипаж судна, в свою очередь, ждет этапирования в Петербург.

Международный трибунал ООН по морскому праву начал свою работу в 1996 году. Дело Arctic Sunrise — 22-е в его истории. Трибунал заседает в Гамбурге. В зале, где начались слушания по иску Нидерландов, — длинный полукруглый стол, за которым сидят 22 судьи: в трибунале 21 постоянный член, включая россиянина Владимира Голицына, а перед этим делом к присяге привели выбранного Нидерландами специально для рассмотрения этого дела в качестве судьи ad hoc британца Дэвида Андерсона. Россия своим правом назначить судью ad hoc не воспользовалась. Голицын — единственный россиянин-участник процесса. МИД загодя объявил, что участвовать в заседаниях не будет. В качестве зрителя в зале присутствовал исполнительный директор Greenpeace International Куми Найду.

Заседание 6 ноября касалось лишь запрошенных Нидерландами обеспечительных мер: королевство потребовало освободить Arctic Sunrise и его экипаж и приостановить все уголовные и административные процедуры в рамках дела. Напомним, 30 членов экипажа ледокола, включая активистов Greenpeace, врача, кока и двух журналистов, были арестованы в Мурманске еще в сентябре — всего за решеткой оказались граждане 16 стран. Сначала их обвиняли в пиратстве, в конце октября вменяемую статью изменили на «Хулиганство» — мол, активисты грубо нарушили общественный порядок и штурмовали нефтяную платформу «Приразломная», используя подручные средства в качестве оружия. Всем арестованным грозит до 7 лет тюрьмы. Защита считает обвинение надуманным: Greenpeace протестовал против бурения в Арктике, и сентябрьская акция ничем не отличалась от такой же в августе прошлого года — активисты планировали повиснуть на стене платформы и развернуть баннер в защиту окружающей среды. Год назад никаких обвинений экоактивистам не предъявляли.

В нидерландской делегации на первом заседании трибунала было 7 человек: профессор Брюссельского университета Эрик Франк, сотрудники МИДа и министерства окружающей среды.

Первой за трибуну вышла Элизабет Лайзед из министерства иностранных дел. Она пересказала суть претензий королевства и подчеркнула, что Россия принимала участие во всех трех предыдущих процессах, затрагивающих ее граждан. При этом Лайзед воздержалась от каких-либо оценок отсутствия россиян в зале суда.

После выступлений свои вопросы делегации задавали судьи. Они интересовались подробностями задержания ледокола, его стоимостью, санкциями, которые предусмотрены статьей «Хулиганство» российского УК. На эти вопросы голландцы должны ответить в письменном виде в течение суток.

Единственным вызванным в суд свидетелем стал Дэниэл Симмондс, юрист Greenpeace. Он пожаловался, что судить о событиях в Баренцевом море может лишь по обрывочным сведениям: судовой журнал, записи радиопереговоров, жесткие диски, непосредственные свидетели — все это недоступно трибуналу из-за действий следователей. Российский судья спросил Симмондса, предупреждал ли он активистов, что те могут нарушить закон. Юрист парировал: они изучили законодательство и знали, что их действия не подпадают под уголовные статьи.

Ярче других — и дольше — выступал юрист МИД Нидерландов Рене Лефебр. Он начал с цитаты из «Юлия Цезаря» Шекспира:

В делах людей прилив есть и отлив,  
С приливом достигаем мы успеха.  
Когда ж отлив наступит, лодка жизни  
По отмелям несчастий волочится.

(перевод Михаила Зенкевича)

«Нидерланды всегда защищали свободу мореходства, — читал юрист и делал паузы для удобства переводчиков. — Нидерланды и сегодня защищают эту свободу». Он процитировал выступления Медведева и Путина: российский премьер после ареста ледокола заявил, что российские власти никогда не допустят деятельность, опасную для окружающей среды, а президент сказал, что в действиях гринписовцев пиратства точно не было. Лефебр перечислил все основания для остановки судна по международному праву: от торговли рабами до отсутствия флага. После каждой возможной причины юрист подчеркивал: это основание, как и предыдущие, никак не могло стать поводом для конвоирования Arctic Sunrise в Мурманск. «Активистов обвиняют в хулиганстве, — заключил он. — Но такого обвинения нет в международном праве, а принципы свободы выражения и свободы протеста есть, и Россия их нарушила» Нидерландская сторона требует немедленного освобождения арестованных: «Каждый день в заключении — необратим!»

Свою речь Рене Лефебр закончил на лиричной ноте: «События, послужившие причиной этого процесса, произошли в Баренцевом море. Оно названо в честь голландца, капитана Виллема Баренца. В 1596 году он вышел из порта Амстердама для исследования Северного морского пути. Его корабль оказался зажат между льдин. Вместе со своей командой он устроил зимовку на Новой Земле. Это была длинная и тяжелая зима для моряков, они построили дом из обломков своего корабля. Пережившие зиму вернулись в Амстердам в ноябре следующего года (сам Баренц скончался по пути. — Е.Ф.). Эта история — важное наследие для нашей страны. Сейчас снова приходит зима. Мое правительство молится, чтобы Arctic Sunrise и его экипаж благополучно вернулись в Амстердам перед началом полярной ночи».

Председатель трибунала японец Сюндзи Янаи, словно расчувствовавшись, от имени всех судей поблагодарил голландцев за высочайшее качество выступлений и назвал дату оглашения решения по просьбе Нидерландов: 22 ноября. Рассмотрение дела по существу начнется после этой даты.

Россия наверняка откажется выполнять невыгодное ей решение трибунала, ссылаясь на две причины. Во-первых, еще в 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву с оговоркой, что не соглашается с юрисдикцией трибунала над спорами, которые касаются суверенных прав страны. Правда, это всего лишь заявление: даже в стенограмме заседания Думы, на котором была ратифицирована Конвенция, некоторые депутаты высказывались, что признание Россией документа возможно лишь в полном объеме. Второй аргумент, который российская сторона может использовать, чтобы оставить гринписовцев в СИЗО, таков: текущий срок их ареста истекает 24 ноября, и по сложившейся практике продлен он будет примерно за полторы недели до этого срока. Значит, к моменту оглашения решения трибунала активисты будут под стражей на основании свежего, ноябрьского решения суда, а не сентябрьского, который оспаривают Нидерланды.

До сих пор остается неясным, в каком городе будут продлевать аресты экипажу ледокола. Еще неделю назад Greenpeace объявил: активистов собираются этапировать в Петербург. В таком решении есть логика: делом занимаются в главном управлении Следственного комитета по СЗФО, как раз в Петербурге и расположенном. Кроме того, этап позволит немного смягчить положение иностранных обвиняемых, которые в письмах пишут, что боятся заключения в условиях мурманской полярной ночи. Правда, до сих пор активистов из Мурманска так и не увезли. По информации «Новой газеты», возможно, их этапируют лишь после продления ареста. По другим слухам, первый конвойный поезд с гринписовцами отправится уже завтра.

В Германии и России заседание трибунала привело к новой серии акций солидарности: в Берлине портреты арестованных вывесили между мачт гринписовского судна «Белуга II», а в Гамбурге к открытию новой штаб-квартиры движения приурочили премьеру выставки, посвященной борьбе экологов за спасение Арктики. В Москве же в течение часа две резиновые моторные лодки с флагами «Свободу #Arctic30» нарезали круги между Большим Каменным и Большим Москворецким мостами — прямо под стенами Кремля (ФОТОРЕПОРТАЖ). После акции четверо активистов были задержаны полицией в районе Южного речного порта: их доставили в отделение и отпустили лишь вечером, обвинив в проведении несогласованного с властями митинга.

Ситуация с Arctic Sunrise постоянно попадает и в сводки официальных политических новостей. Неделю назад в Москве с премьер-министром Франции Жан-Марком Эро встречался премьер Дмитрий Медведев, пообещавший «справедливый суд» над активистами. В конце этой недели в Россию с визитом прибудет король Нидерландов Виллем-Александр: он встретится с президентом Путиным и тоже будет обсуждать ситуацию вокруг ледокола и его экипажа.

Источник: www.novayagazeta.ru

07.11.13.