В Краснодарском краевом суде подходит к финалу резонансный процесс по делу кущевской банды
Суд по делу банды Цапка, длившийся больше года, подходит к своему логическому завершению. Перед коллегией присяжных заседателей с напутственным словом сегодня продолжит выступать председательствующий судья Владимир Кульков. После чего присяжные удалятся в совещательную комнату, чтобы ответить на 178(!) поставленных вопросов. Как показывает практика, вердикт присяжные могут вынести в течение 3, 5 часов, также процесс обсуждения может затянуться на несколько дней.
Между тем, родственники убитых, опасаясь за жизнь своих близких, попросили на улице Зеленой выставить охрану.
фото: РИА Новости |
Накануне в Краснодарском краевом суде подсудимые выступили с «последним словом».
Владимир Запорожец (по прозвищу КамАЗ) заявил, что не состоял в банде и не совершал преступлений. Он отметил, что на протяжении всего следствия подсудимые просили очных ставок, но им этого права не предоставили. Обращаясь к присяжным, он напомнил, что если есть неустранимые сомнения в фактах дела, то они должны трактоваться в пользу подсудимого. «А здесь существует масса «неустранимых сомнений» во многих эпизодах. Так пусть они будут учтены», — сказал обвиняемый.
Вячеслав Цеповяз (по прозвищу Злодей) посетовал, что «его вываляли в грязи» и на этом построили обвинение. Подсудимый заявил, что «не поймет, в чем его обвиняют», и даже просил, чтобы его проверили на детекторе лжи. Он, дескать, отвечал «за вертолеты, за кредиты… Просто зарабатывал на достойную жизнь». «До того меня довели, что я жизнь хотел покончить самоубийством», — сказал в завершении своей речи подсудимый, при этом призвав присяжных поднять свои записи, проанализировать факты и вынести справедливое решение.
Сергей Цапок также заявил о своей невиновности, а также, что СМИ якобы сформировали его негативный образ с целью отъема семейного бизнеса.
«У моей семьи отбирают предприятие, которое приносит прибыль. Это рейдерский захват», — сказал Цапок, обращаясь к присяжным заседателям.
Цапок заявил: «Нет никаких доказательств о том, что мы совершали преступление, кроме выводов и показаний. Все отказывались от этих показаний». Обвиняемый сказал, что «это конкретный произвол, просто взять любого человека и сделать так, что он во всем сознается». Цапок попросил присяжных «остановить этот произвол». Затем добавил, что есть материалы, указывающие на пытки в СИЗО. Когда судья попытался остановить подсудимого, Цапок задрал футболку и показал шрамы на животе. Обращаясь к присяжным, он сказал: «Прошу вас принять верное решение, проанализировав все представленное в суде».
Владимир Алексеев (по прозвищу Беспредел) сказал, что «всем в зале понятно, что это дело является классическим заказным». «Что касается факта по статье «изнасилование», я встречался ранее с потерпевшей, но потом мы расстались», — заявил подсудимый. Вслед за своим адвокатом Алексеев пытался тянуть время и говорил о вещах, явно не относящихся к делу. В конце своей речи он заявил, что судья лишил его возможности защищать себя.
Выступление Николая Цапка (дяди главаря ОПГ) было долгим и запутанным. Он начал говорить о «продажной милиции», но судья остановил его. Цапок договорился до того, что стал утверждать, что многие из убитых были «его друзьями», и «вся ситуация сфабрикована». После того, как один из адвокатов, Дмитриенко, бросил фразу: «Говори обо всем и подольше», Николая Цапка усадили на место.
Игорь Черных (по прозвищу Амур, кто по версии следствия расправился в доме фермера Аметова с малолетними детьми) заявил, что был нанят Цапком на работу в полях, чтобы следить за порядком. В начале суда он твердил, что «достоин смертной казни», теперь же заявил, что «вину не признает и преступлений не совершал». Обвиняемый добавил, что его незаконно держат три года. Обращаясь к присяжным, Черных сказал: «Все, кто оказался во Владикавказе, сознались во всем». Далее у подсудимого началась истерика, он начал выкрикивать, что «его сводили с ума», что «обвинению надо мешки на голову надеть».
Судья удалил Черных из зала.
«Не исключаем мести со стороны Цапков
Сами подсудимые, а также их адвокаты, приложили немало усилий, чтобы зародить в присяжных сомнения в версии, представленной обвинением.
Чем ближе развязка, тем сильнее накал страстей.
Потерпевшие говорят о давлении, которое оказывают на них родственники обвиняемых. Так во время перерыва в судебном заседании Зинаида Цапок, жена Николая Цапка (дяди главаря кущевской банды), напала на сестру убитого фермера Аметова. Та попыталась ответить Цапок, между женщинами началась потасовка. Разнимать их пришлось судебным приставам.
-Зинаида Цапок не хотела в перерыве выходить из зала судебных заседаний. Стояла в проходе, махала мужу рукой, посылала ему воздушные поцелуи. Невозможно было пройти, — поделилась с «МК» Виктория Костюк, у которой в доме Сервера Аметова «цапки» убили дочь и внучку. — Пристав говорил ей: «Женщина, выходите», она не реагировала. Когда Зинаиду Цапок сзади стали подталкивать к выходу, она развернулась и ударила по лицу сестру погибшего Сервера Аметова. Родственники подследственных совсем обнаглели. Ведут себя вызывающе, смотрят на нас свысока. Жена Сергея Цапка, Анжела-Мария Цапок, например, приезжает на суд на «Порше», которая стоит 10 млн. руб. У этой семейки денег выше крыши.
Родственники погибших с трудом сдерживаются, рассказывая, какой им приходится испытывать прессинг.
Так Джалиль Аметов, у кого банда убила отца, мать, жену и грудную дочку, поделился, что его сестра Лиля боится выходить из дома. Уже несколько дней по улице Зеленой то и дело раскатывает машина с тонированными стеклами и транзитными номерами одного из южных регионов.
-Мы вынуждены были обратиться с просьбой в полицию, чтобы на улице Зеленой выставили охрану, — говорит Виктория Костюк. — Мы все уезжаем на суд в Краснодар, дома дети и старики остаются одни. Неизвестно, что этим пришлым людям надо. Мы не исключаем мести со стороны «цапков». У них на воле осталось еще немало приспешников, которые в любой момент могут начать действовать.
«Вердикт огласит старшина коллегии присяжных»
У всех сдают нервы. Приговора ждет не только станица Кущевская, но и вся страна. Судьба «цапков» в руках присяжных.
Напомним, скамья присяжных заседателей из 32 человека была сформирована в октябре 2012 года с третьей попытки. За год по разным причинам из коллегии выбыла почти половина присяжных. К финалу процесса их осталось 16 (12 основных и 4 запасных).
Все это время они базировались в отдельной комнате, заходили в здание суда через служебный вход, никак не пересекаясь ни с потерпевшими, ни с родственниками обвиняемых.
На вынесение единогласного решения присяжным дается 3,5 часа. Если в течение этого времени вердикт не будет вынесен, то дальше он будет выноситься простым большинством голосов. Время для обсуждения не ограничено.
Обстановка в совещательной комнате несомненно будет в эмоциональном плане достаточно напряженная. Судя по количеству поставленных вопросов, скорого решения присяжных ожидать не стоит.
Как показывает практика, часто вопросы составляются с применением юридических терминов. И присяжным приходится долго разбираться в формулировке вопросов, чтобы понять, о чем идет речь. Тем более что в составе присяжных часто оказываются люди пенсионного возраста.
Если шестеро из двенадцати присяжных заявят, что тот или иной подсудимый невиновен, в таком случае решение выносится в пользу подсудимого.
Готовый вердикт будет вручён председательствующему судье. Бывает, что коллегия с первого раза не может грамотно и четко сформулировать свою позицию. Тогда первый вердикт присяжных судья может отправить на доработку.
Если председательствующий в вердикте не найдет никаких неясностей и противоречий, его огласит перед всеми участниками процесса старшина коллегии присяжных.
Если присяжные посчитают, что вина подсудимых доказана, в дело вступит судья, который и вынесет приговор.
Справка МК: Как присяжные выносили вердикт по другим громким делам
В Саратове по делу о покушении на депутата Сергея Курихина и убийству его охранника Михаила Савченко присяжные выносили вердикт три дня. В итоге все подсудимые были оправданы и освобождены из-под стражи в зале суда.
С первой попытки вынести вердикт не удалось присяжным и по делу Валентина Гаджиева и братьев Фахрудина и Асрета Махмудовых, которые обвинялись в организации поджога ухтинского торгового центра «Пассаж», жертвами пожара в котором 11 июля 2005 года стали 25 человек.
Отправившись в совещательную комнату, присяжные вышли оттуда уже через несколько часов и попросили председательствующего в процессе Александра Мищенко освежить в их памяти отдельные документы, имеющиеся в деле и исследовавшиеся ранее в судебном заседании. Пришлось возобновить судебное следствие, в рамках которого и были оглашены затребованные присяжными материалы. Далее всё пошло по второму кругу: прения сторон, реплики, последнее слово подсудимых, напутственное слово председательствующего.
Потом всем обвиняемым был вынесен оправдательный вердикт.
В селе Осташкове Тверской области коллегия присяжных вынесла обвинительный вердикт по уголовному делу бывшего директора Мошенского Дома культуры, учителя рисования в местной школе Ильи Фарбера. 8 из 12 присяжных сочли его виновным в получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями.
В своем напутственном слове судья посоветовал присяжным не обращать внимание на показания подсудимого. Затем он даже не удалил присяжных в комнату для вынесения вердикта, а наоборот — попросил всех выйти из зала суда, потому что в комнате для присяжных «душно». А самого подсудимого потом даже не пустил на вердикт.
Источник: mk.ru
08.11.13.