28 ноября ЕС намеревается подписать договор об ассоциации с Украиной. Москва в свою очередь стремится любыми средствами не допустить этого сближения.
В отношениях России и Европейского Союза установилась атмосфера холодной войны. Брюссель вступил в нешуточное противостояние с Кремлем. ЕС стремится привести Украину в Европу, тогда как Москва яростно этому противится. Первой жертвой российского гнева стала Литва, сосед и бывший вассал Советского Союза. В поединке допускаются любые удары, в том числе и информационные кампании против президента страны Дали Грибаускайте.
Первые симптомы похолодания начались летом этого года, когда для машин с литовскими номерами серьезно ограничили въезд на территорию России. Таможенники начали задерживать литовские грузовики, в связи с чем компании стали пользоваться услугами перевозчиков из соседних стран. Затем, в начале октября Москва объявила, что не пропустит через границу ни капли литовской молочной продукции. Премьер-министр Литвы немедленно попытался связаться по телефону со своим российским коллегой. Дмитрий Медведев перезвонил ему только три недели спустя. Президент Даля Грибаускайте не стала скрывать охватившей ее ярости: «Россия не дала нам никаких письменных объяснений. И я понятия не имею, что она собирается делать». На экспорт в Россию приходится 30% всего молочного производства в стране. Пограничная блокада означает для сектора ежедневные убытки в 3 миллиона евро.
Президент отметила, что в конце октября «кремлевские СМИ» заявили, что в молодости она работала на КГБ. «Да, я действительно училась в Ленинграде, и что с того?» — ответила она на вопрос Point.fr. Однако раздражение все равно пробивается наружу: «Я не могу спокойно на это реагировать. Я считаю, что это личностные нападки через прессу».
Кроме того, ничто не указывает на то, что на этом история закончится. Все литовское руководство задается вопросом о странных событиях в Калининграде, российском анклаве, который находится на побережье Балтийского моря между Польшей и Литвой и полностью отрезан от остальной части страны. Некоторое время назад там начали создавать резервы газа. Москва собирается перекрыть трубопровод, по которому идет снабжение Литвы? «Не исключено», — отвечают в Вильнюсе.
Как бы то ни было, разногласия касаются далеко не только президента или даже балтийской республики. Через Вильнюс под прицелом оказался весь Европейский Союз: Владимир Путин стремится не допустить намеченного на 28 ноября подписания договора об ассоциации с Украиной. «Наша страна занимает кресло председателя ЕС, и мы делаем все, чтобы продвинуть вперед европейскую политику добрососедства», — подчеркивает дипломат Томас Гульбинас.
«Мы больше не одни»
Дело в том, что на Украине производится электричество, которое может покрыть потребности не только Литвы (на 100% зависит от дорогого российского газа), но и других балтийских стран и даже Польши. Послание Путина совершенно прозрачно: не смейте касаться Украины (Москва хочет, чтобы она вступила в ее Таможенный союз)!
Такая атмосфера холодной войны напоминает литовцам темные времена советской оккупации. За одним отличием: сейчас Прибалтика входит в Европейский Союз. «Мы больше не одни», — говорит вице-спикер литовского парламента Петрас Ауштревичус. Бывшему еврокомиссару Дали Грибаускайте прочат высокий пост в европейских институтах после весенних выборов. Сейчас она стремится заручиться поддержкой партнеров. Европейский комиссар по торговле Карел де Гюхт намеревается обратиться в ВТО с жалобой на Россию. Недавно Даля Грибаускайте преподнесла прекрасный подарок Ангеле Меркель: огромный круг традиционного литовского сыра, который теперь запрещен в России. Тем самым она напоминает, что все европейцы, по сути, сидят за одним столом.