Россия никогда не испытывала особой симпатии к западной цивилизации и ее лидеру, США. Практически 50 лет прошлого века мы провели в состоянии глобальной конфронтации холодной войны, которая неоднократно угрожала перейти в «горячую» фазу. В период холодной войны Советский Союз создал множество «черных» мифов, касающихся Запада и его ценностей. Прошло уже более 20-ти лет с момента развала Советского Союза, однако некоторые идеологические мифы до сих пор продолжают доминировать в сознании россиян. А выступления российских лидеров лишь провоцируют эскалацию антизападных настроений в стране.
Такая логика развития событий вполне предсказуема: создание образа «врага» стало излюбленным инструментом политической, экономической и социальной пропаганды в современной России. Во-первых, рост социальной и эмоциональной нестабильности, вызванной распространением страха перед реальной или фиктивной угрозой, позволяет, в первую очередь, эффективно контролировать людей, объединяя их вокруг политического руководства страны, в котором народ надеется найти защиту от угрозы. Во-вторых, это помогает отвлечь внимание людей от проблем экономического и социального характера. Более того, актуализация образа «врага» в массовом сознании позволяет связать все проблемы, которые возникают или могут возникнуть, с действиями «врага».
В то же время эта пропаганда направлена на идеализацию нынешнего правительства. Пресса активно обсуждает достижения мудрого руководства, хвалит личные и профессиональные качества лидеров. И, разумеется, властям необходимо постоянно демонстрировать свои успехи в борьбе с «врагом», регулярно напоминая народу о жестокости и агрессивности этого «врага». Вот лишь несколько высказываний Владимира Путина, известного своими антизападными выпадами: «Не будем забывать, что США были единственной страной в истории, которая применила ядерное оружие, причем, против неядерной страны. Мы всегда будем отвечать на угрозы, которые возникают вблизи наших границ»; «Мне иногда кажется, что Америке не нужны союзники, им нужны вассалы. Они хотят править, но Россия на это не пойдет»; «Во времена Билла Клинтона бомбили Югославию и Белград. Буш ввел войска в Афганистан. Потом под надуманным, совершенно лживым предлогом ввели войска в Ирак. Ликвидировали все иракское руководство. Погибли даже дети семьи Саддама Хусейна. Теперь на очереди — Ливия. Под предлогом защиты мирного населения. Но при нанесении бомбовых ударов по территории гибнет как раз это мирное население. Где же логика и совесть? Нет ни того, ни другого». И наконец: «И позволю себе пополемизировать с точкой зрения на американскую исключительность, которую он изложил, заявив, что проводимая США политика «отличает Америку от других. Вот что делает нас исключительными». Очень опасно вдохновлять людей на то, чтобы они считали себя исключительными, какой бы ни была мотивация». А теперь прибавьте к этому собственные шаги Путина – Закон Димы Яковлева, дело Сноудена, непримиримая позиция России в Совбезе ООН и демонстративная поддержка недемократических режимов.
Не менее важно и то, что все эти заявления направлены на воссоздание утраченного образа России как мировой сверхдержавы, чье содействие необходимо для решения любого международного конфликта.
Постоянная критика в адрес США добавляет России политической значимости в глазах ее собственного народа и зарубежных стран. Поэтому нам необходимо выяснить, действительно ли Россия «поднимается с колен», как внушает нам прокремлевская пресса, и какими реальными достижениями может похвастаться «неисключительный, но уникальный» режим Путина.
Политическая система: процветающая клептократия
Нынешний политический режим России можно назвать клептократией. Клептократия и всеобъемлющая коррупция в российской государственной системе являются основой нынешнего режима. Когда все полномочия различных ветвей власти сосредотачиваются в руках одной политической партии, это становится серьезной угрозой для дальнейшего развития и демократизации. Сейчас Россия придерживается системы так называемой «подкормки» правительства, в рамках которой правительственные чиновники получают символическую заработную плату — или не получают ее вовсе — но при этом «подкармливают» себя и свои семьи за счет взяток от жителей территорий, расположенных в их юрисдикции.
В далеком прошлом «люди царя» тоже жили на гораздо более широкую ногу, чем позволяло их официальное жалование, и ничуть не стеснялись демонстрировать свое богатство. И этот класс клептоманов сейчас стал основой режима. Поэтому неудивительно, что определение «партия жуликов и воров» так быстро приклеилось к правящей партии «Единая Россия». Если бы Кремль действительно хотел отправить в тюрьму всех коррумпированных чиновников, ему пришлось бы разрушить свою социальную базу, на которой зиждется иерархия государственной власти. Поэтому в России нет никакой войны с коррупцией: сейчас там ведется борьба за власть и деньги между представителями коррумпированных кланов. Борьба «кремлевских бульдогов» выплыла наружу, и это стало наглядным свидетельством слабости Путина. В течение 14-ти лет, с тех пор как он пришел к власти, ему удавалось оставаться, как говорят в России, «над схваткой»: он удерживал равновесие между придворными конкурентами, играл роль судьи, который, благодаря своему непререкаемому авторитету, разрешал споры, мирил повздоривших и наказывал слишком буйных. Сейчас Путин перешел на сторону «ястребов». И когда придет время искать кандидатов в наследники Путина, решающий голос получат именно антизападные консерваторы.
Экономическая система: неосоветская модель
Очевидные недостатки политической системы неизбежно сказываются на экономике: в настоящее время Россия занимает 139-е место из 185-ти возможных по Индексу экономической свободы и относится к категории «в основном несвободных» государств. Согласно отчету Transparency International, Россия занимает 133-е место из 174 возможных по уровню коррупции в сфере экономики.
Между тем, структура российской экономики, по сути, остается советской: основные позиции занимают добывающие отрасли (нефть, газ, химические вещества и металлы), а также тяжелая и оборонная промышленность. Легкая и пищевая промышленность сильно от них отстают. Несмотря на общий рост объемов производства, российская экономика все еще сосредоточена вокруг производства сырья.
Хотя в настоящее время российская экономика растет довольно стремительными темпами, это не оказывает практически никакого влияния на благосостояние широких масс российского населения. Бедность уже стала хроническим недугом: многие пенсионеры (средний размер пенсии в России не превышает 3000 рублей или 93 долларов) и неквалифицированные работники в проблемных регионах живут за чертой бедности. Кроме того, важно помнить, что российские власти целенаправленно занижают прожиточный минимум. К примеру, в США бедным считается человек, который зарабатывает менее 1000 долларов в месяц, а в России этот порог составляет всего 200 долларов.
Чтобы решить проблему бедности и глубокой экономической стратификации населения, необходимо поддерживать экономическую активность, развивать малый бизнес и вовлекать в бизнес максимальное число людей — только так значительная часть россиян сможет поднять уровень своих доходов. Однако, за последнее десятилетие число предприятий малого бизнеса в России так и не выросло — сегодня их всего около миллиона. Очевидно, российские власти не пытаются поддерживать развитие среднего класса, потому что обширный средний класс, как правило, является основой истинной демократии. Средний класс является носителем таких ценностей, как свобода и права человека, и он способен быстро отреагировать, если эти права нарушаются. Такой средний класс не нужен режиму Путина.
Социальная система: бедность, алкоголизм, демографический спад
В России существует ряд социальных проблем, но правительство даже не пытается их решать, в результате чего они нарастают и принимают угрожающие формы. Все меры, принятые правительством для решения этих проблем, оказались абсолютно неэффективными. Ниже приведены результаты исследования, проведенного доктором философии Н.П. Поповым.
Как уже было сказано выше, главной проблемой в социальной сфере остается бедность.
Еще одна проблема — это алкоголизм. По данным ООН, если на душу населения приходится более восьми литров алкоголя в год, это ведет к деградации нации в целом. Согласно официальной российской статистике, сейчас в России этот показатель достигает 18-ти литров алкоголя на человека в год, а, по неофициальным данным, эта цифра составляет 20 литров. Огромное число людей ежегодно умирает от алкоголизма. Алкогольную продукцию употребляют более 80% населения, и каждый третий житель России регулярно пьет водку. Социологи связывают резкий рост уровня алкоголизма в России в конце прошлого века с существенным ухудшением качества жизни для десятков миллионов ее граждан. Отсутствие порядка в совокупности с социальной и экономической незащищенностью и неуверенностью стали причиной значительного роста спроса на алкогольную продукцию, которую многие россияне воспринимают как способ уйти от реальности, справиться со стрессом и забыть о трудностях и тревогах.
Еще одна проблема российского общества заключается в употреблении и распространении наркотиков. За последние 10 лет уровень употребления наркотиков в России вырос в 10 раз, в то время как в США за тот же период времени он уменьшился наполовину. Число наркоманов, находящихся на учете в психоневрологических диспансерах, составляет 550 тысяч человек, а в целом по стране насчитывается около 5 миллионов наркозависимых людей – это 7% населения в возрасте от 11-ти до 40 лет.
Все эти факторы неизбежно сказываются на демографической ситуации в стране. С 1992 года кривая смертности начала стремительно расти и скоро пересекла кривую рождаемости (в социологии этот феномен называется «российским крестом»). С тех пор уровень смертности превышал уровень рождаемости, порой почти наполовину. Согласно официальным прогнозам, если такая тенденция сохранится, то к 2025 году население России сократится до 120 миллионов человек, а по некоторым оценкам — до 85 миллионов (сейчас население России составляет 143,4 миллиона человек).
Между тем, главными виновниками всего происходящего большинство россиян считают США и их союзников. Неважно, как часто и насколько громко Кремль заявляет о коварных заговорах Вашингтона. Никакая антизападная пропаганда не сможет решить те серьезные проблемы, с которыми россияне сталкиваются ежедневно. Москва может критиковать идею исключительности Америки столько, сколько ей угодно, однако в глубине души она надеется восстановить исключительность Советского Союза и мечтает о возвращении былого могущества. Но, поскольку этим мечтам не суждено сбыться, мы будем вынуждены и впредь выслушивать критику со стороны Москвы.
В заключение стоит отметить, что такая волна антизападных выступлений была отчасти спровоцирована и даже в некотором смысле одобрена самим Вашингтоном: чем больше верхушка политической элиты США идет на уступки Москве, чем больше она прощает или игнорирует враждебные выходки Москвы, тем чаще такое поведение расценивается как слабость оппонента, и тем активнее и наглее ведет себя Россия.