«Очень хочется в Советский Союз!!! Очень хочется, правда-правда. Очень хочется в Советский Союз!!! Атомный, страшный, большой, коварный…».
Слова из современной российской песни
За последнее время советского духу явно прибавилось. Несет им из всех щелей нашего не отремонтированного после СССР дома. Сначала думали — сам выветрится и не замечали несуразностей столкновений новой жизни со старой. Когда банкиры по случаю прекрасного annual report затягивали на корпоративах комсомольские песни, не удивлялись. Всего-то — ностальгия по юности. Раз все еще в моде телогрейка Павки Корчагина, что тут плохого? Умение соединять героев с антагонистами в общий идеал — наше завоевание, «жесть» смутного времени….
«Железные Феликсы» легко вписываются в интерьеры кабинетов силового предназначения. Гвардейские ленточки непринужденно вяжутся к антеннам майбахов. А что? Круто проехаться по Киеву на любимой Гитлером марке автомобиля, украшенной символикой русско-советского героизма! Если бы в питательную смесь для социума замешивались только плохо сочетаемые ингредиенты, отделались бы диареей. Но путаницу в мозгах со смещением образов не вылечишь кратким курсом голодания.
Кто и зачем открывает старые сундуки, заполняя советским трэшем наше жизненное пространство?
В значительной мере — мы сами. Треть населения страны — люди старше 50 лет. Двадцать два года назад они, измотанные опостылевшим Советским Союзом, предпочли ему независимую Украину. Тогда им верилось в идеалы, написанные от руки на плакатах многотысячных митингов. Но улетели лучшие годы, и с ними шансы превратить хорошие слова в сносную жизнь. Теперь воспоминания о молодости ближе, чем пейзажи за окнами хрущевских и брежневских квартир. Колбаса за 2.20, богатые колхозы, работающие предприятия, отсутствие бандитов, проституток, геев и бизнесменов превращают думы о былом в райские ощущения.
Читайте также: Homo sovieticus шагает по Европе
Плохое забылось. Не помнится пенсия в 60 рублей, жизнь, наполненная дефицитом всего, что можно произвести, многочасовые стояния в очередях, закрытые границы, беспощадность власти и повсеместное пьянство. Таково свойство человеческой памяти и присущее людям мироощущение: молодость богата эмоциями, и когда она приходится на темные времена диктатур, фашизма и коммунизма, все равно остается для человека пиком его наслаждений жизнью. Любовь, творческие амбиции, крепкое здоровье — разве они зависят от Гитлера, Сталина или Лукашенко?
В объяснимой теории «ностальгии по совку» есть немало подсознательного от Фрейда, отголосков стокгольмского синдрома и стереотипных алгоритмов мозга. Поэтому не стоит удивляться, когда жертвы влюблены в своих палачей, и уцелевшие в «борьбе с сионизмом» сейчас пропагандируют «тот строй». Нынешние пенсионеры состарились вместе с Евгением Киселевым и Савиком Шустером, обсуждая с ними «уроки демократии» от Михаила Горбачева до Виктора Януковича он-лайн. Прошлое для нас не проходит бесследно, особенно при активной медиа-поддержке России, страны, превратившей милую песенку Битлз в эпиграф своей современной истории.
Знаменитая Back in the USSR, написанная в далеком 1968 году. Есть в ней строки об украинках: «Well the Ukraine girls really knock me out…», сводящих автора песни с ума. Кто мог подумать о пророчестве пластмассового сингла давних времен? Россия летит назад, в СССР, и Украина сводит ее с ума. Так звучит ремейк. Действительно, сводит. Включил один из государственных телеканалов «дружественной страны» — там все еще обсуждается ужас нашего приближения к Европе и абсурдное письмо Сергея Глазьева президенту России.
Советник предупреждает работодателя, что банки США, Великобритании, Германии с Японией начали активно печатать деньги, с черным умыслом бросить всю эту массу на покупку российских богатств. Лексика времен Битлз: звериный оскал империализма, посягательства на наши ценности, тлетворное влияние Запада и т.п.
Также по теме: Европейский курс Украины как страшилка для таксиста
Погружение в атмосферу и стилистику прошлого навеяли мне воспоминания тридцатилетней давности. В 1983 году пропагандистская машина СССР изо всех сил подогревала ненависть к буржуазному образу жизни. Запад клеймили, а внутри страны милиционеры и кагэбэшники устраивали облавы в кинотеатрах «на прогульщиков», высылали инакомыслящих и запрещали слушать чуждую советским людям музыку. У руля страны стоял человек, принявший на работу в свое ведомство нынешнего президента России.
Юрий Андропов был сторонником жестких мер во всех сферах жизни и старался «навести порядок в стране», разболтанной брежневским правлением. Поэтому, когда южно-корейский пассажирский самолет случайно отклонился от курса и попал в воздушное пространство СССР, его по приказу Андропова тут же сбили. Погибло 269 человек, включая маленьких детей.
Инцидент вызвал бурю негодования в мире и привел в движение маховики войны. Тогда я работал военным корреспондентом и хорошо помню развернувшиеся в группах советских войск командно-штабные учения, приведенные в состояние повышенной боевой готовности ракеты средней дальности, поднятые в воздух стратегические бомбардировщики с ядерными боеголовками…
А спустя тридцать лет из расследования британского журналиста Джейми Доуарда узнал, что и со стороны НАТО были приняты аналогичные меры, и тогда мы стояли перед угрозой войны еще ближе, чем в 1968 году.
Чем закончился последний всплеск советской антизападной истерии, известно — СССР исчез с карты мира. Таков урок времени. Накаляя атмосферу словами, легко разогреть ее до воспламенения всего жизненного пространства. Возврат к советскому образу мыслей в политическом обиходе — уже не безобидная ностальгия пожилых людей по своей юности, это риск переноса традиций холодной войны в новое тысячелетие и неизбежность повторения уже пережитых катастроф.
«I’m back in the U.S.S.R. You don’t know how lucky you are boy». «Ты не представляешь, как тебе повезло вернуться в СССР». Так поется в шуточной песне легендарных англичан, никогда не живших в Стране Советов, где музыка «Битлз» считалась враждебной строю.