Выступая в четверг на научной конференции «Современный конституционализм: вызовы и перспективы», посвященной 20-летию Конституции РФ, полпред Совета Федерации в КС Алексей АЛЕКСАНДРОВ назвал «ошибкой» запрет на установление государственной идеологии, закрепленный в ее 13-й статье.
По словам полпреда, «ни в одной стране мира в Основном законе нет запрета на государственную идеологию», а 13-я статья появилась в Конституции России «в результате страха». Это «была попытка избавиться от тоталитарной идеологии, но страх привел к тому, что вместе с водой выплеснули и ребенка, наложив запрет на пропаганду нравственных, идеологических и правовых ценностей».
Назвав себя противником всяких запретов вообще, Алексей Иванович предложил убрать «идеологический» запрет из 13-й статьи. Мол, «при запрете государству проводить идеологию обществу угрожает хаос, оно может потерять такие ценности, как нравственность, законопослушание и тому подобное».
Мало того: устанавливать государственную идеологию, по его мнению, должны «президент, правящая партия, которые в нормальном государстве вынуждены проводить политику в интересах всего общества». И вообще, «любое государство через свои институты должно пропагандировать определенные ценности, воспитывать патриотизм». Дабы «предотвратить разложение государства и сформировать национальную доктрину»…
Это не разговоры в курилке или на кухне — это официальное выступление высокопоставленного должностного лица в присутствии большого числа слушателей. И дело даже не в том, что представитель верхней палаты парламента в органе, задачей которого является проверка законов на соответствие Конституции, выражает недовольство именно тем «эталоном», с которым сравнивают эти законы.
Дело в том, что, по сути, речь идет о возрождении в новом виде печально известной 6-й статьи Конституции СССР. Напомним, если кто забыл: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза… Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».
В конце 80-х годов отмена этой статьи (закреплявшей монополию КПСС на власть и идеологию) стала одним из главных лозунгов демократического движения. С этим требованием выходил на трибуну Съезда народных депутатов СССР академик Андрей Дмитриевич Сахаров — меньше трех месяцев не доживший до ее отмены 14 марта 1990 года. Но нынче другие времена — и через четверть века политическая контрреформа предсказуемо доходит до требования вернуть государственную (и, будьте уверены, единственно верную и обязательную) идеологию…
Стоит заметить, что недовольство запретом на установление государственной идеологии сенатор Александров выражает не впервые.
В феврале 2013-го он сетовал: «При Ельцине мы совершили одну из серьезнейших ошибок — в Конституции 1993 года отказались от государственной идеологии. И именно тогда на образовавшейся пустоте взамен идеологии закона и права в стране начала укореняться идеология криминала». Стоит, правда, напомнить, что в декабре 1993-го Алексей Иванович был избран думским депутатом от блока «Выбор России», который яростнее других поддерживал Бориса Ельцина и ратовал именно за эту Конституцию (тогда критики статьи 13 от Александрова слышно почему-то не было). И в последующие годы, отбыв три срока в нижней палате парламента, а затем два срока в верхней, Александров ни разу не предлагал эту статью изменить.
Можно, конечно, считать его последние выступления абстрактными рассуждениями доктора юридических наук (недаром он оговаривается, что выступает против того, чтобы «менять Конституцию в ее принципиальных фундаментальных началах, и говорит об этом «с чисто теоретической целью: о том, что нам все равно надо заниматься идеологией»). Но куда более вероятно, что он озвучивает те мысли, которые давно уже бродят в кремлевских коридорах. В самом деле: насколько бы легче стало жить «правящей партии», если ее монополия на власть и идеологию стала бы конституционной нормой! Чуть кто выступил с «идеологически ошибочными» мыслями (или с претензией на смену власти) — сразу же ему обвинение в «антиконституционной деятельности»…
Какая там статья — следующая в очередь на «исправление ошибок»? Не 14-я ли — о светском государстве?
Источник: www.novayagazeta.ru
17.11.13.