Судьба грандиозных планов Путина по восстановлению российской империи может зависеть от того, какую дорогу выберет Киев
Ноябрь может оказаться тем месяцем, который определит успех или провал стратегических планов Путина. Даже несмотря на то, что в сирийском вопросе проницательная российская дипломатия во многом превосходит Белый дом и что публикация документов АНБ почетным гостем России Эдвардом Сноуденом (Edward Snowden) продолжает расстраивать отношения США с их союзниками, судьба имперской мечты российского президента сейчас висит на волоске.
Главная проблема заключается в Украине, которая с начала 1990-х годов упорно сопротивлялась многочисленным попыткам России — дипломатическим, подрывным, а иногда откровенно воинственным — вернуть ее под контроль Москвы. Поворотным моментом в отношениях двух стран может стать решение Украины о подписании соглашения о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом, которое она должна принять уже в ноябре.
Крах Советского Союза положил конец 200-летней российской экспансии и строительству империи. При царском режиме территория России простиралась вплоть до самого сердца центральной Европы, а сталинские войска располагались лагерями на Эльбе. Президент Путин назвал развал Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой 20 века».
У России есть масса причин стремиться к восстановлению своей прежней империи. Контроль над Грузией, Арменией и Азербайджаном позволит России управлять мировыми рынками нефти и газа. Средняя Азия богата ресурсами, и Россия опасается проникновения туда китайцев и исламистов. Балтийские республики занимают часть тех территорий, которые Россия считает рубежом безопасности в противостоянии с НАТО и Западом. Страны Балтии также отделяют Россию от принадлежащего ей Калининградского анклава (в конце Второй мировой войны этот город, носивший тогда название Кенигсберга, отошел к России), и в них проживают довольно многочисленные русские сообщества.
Нет никаких сомнений в том, что в психологическом и практическом смыслах венцом утраченной российской империи является Украина. Ее столица Киев стал местом рождения русской культуры, поэтому многие россияне воспринимают его как неотъемлемую часть своей родины. Крым является в этническом отношении русским районом, который Никита Хрущев передал Украине в 1954 году. Жители восточной части Украины говорят на русском языке, и многие из них были бы счастливы вернуться под крыло Москвы.
Россию влечет к Украине не только ностальгия. Здесь речь идет также о власти и безопасности. Если Украина вернется под контроль России, последняя потенциально может стать своего рода великой европейской державой, чьи интересы Евросоюз не сможет игнорировать. Возвращение Украины позволит Владимиру Путину стать Владимиром Великим и оказаться в одном ряду с Петром, Екатериной и Александром I.
На начальном этапе восстановления России как великой империи в качестве главного инструмента г-н Путин избрал то, что он называет Евразийским союзом. Этот аналог Евросоюза сначала поможет объединить бывшие советские республики в рамках таможенного союза, а затем будет способствовать их дальнейшей интеграции, как это произошло в случае с Евросоюзом. И чтобы заставить бывшие советские республики вступить в него, Россия использует все имеющиеся в ее распоряжении рычаги.
Казахстан и Белоруссия уже в него вступили. О своем намерении присоединиться к ним уже объявила Армения. Премьер-министр Грузии заявил, что его страна рассмотрит возможность вступления, если Россия вернет ей грузинские территории — Абхазию и Южную Осетию.
Но Украина — это драгоценная жемчужина. Имея в своем составе Украину, Евразийский союз встанет на путь превращения в мощную силу — без Киева он так и останется лишь пародией на сильную коалицию.
У Кремля есть причины не терять оптимизма в отношении Украины, поскольку нынешний ее президент Виктор Янукович нанес поражение своему главному прозападному сопернику, Юлии Тимошенко, и власть вернулась к тем политическим партиям, которые базируются в восточной, более пророссийской части страны. Когда в 2011 году правительство Януковича заключило г-жу Тимошенко в тюрьму по обвинениям в коррупции, реакцией Евросоюза стали попытки заставить г-на Януковича освободить ее и, в целом, сделать деятельность правительства более прозрачной. С точки зрения Кремля, все это выглядело довольно многообещающим: г-н Янукович и окружавшие его олигархи скорее предпочтут более тесные отношения с Москвой, в которых никто не задает лишних вопросов, чем подпишут соглашение о зоне свободной торговли с представителями Евросоюза, привыкшими вмешиваться в чужие дела.
Тем не менее, к огромному недовольству Москвы, пока Украина всячески демонстрирует свое желание выбрать в качестве основного торгового и политического партнера именно Евросоюз, а вовсе не Россию. Даже русскоязычные олигархи из восточной части Украины считают, что Евросоюз предлагает гораздо более заманчивые перспективы и большую безопасность их капиталам, чем сближение с путинской Россией.
Очевидно, ноябрь должен стать месяцем принятия окончательного решения. 28 ноября в Вильнюсе состоится саммит Евросоюза по вопросам таких государств, как Украина, и именно в этот момент Украина либо подпишет соглашение о создании зоны свободной торговли, либо нет. Если она подпишет соглашение, то Киев встанет на путь, который рано или поздно приведет его в ряды членов Евросоюза, но, в любом случае, это не даст Украине войти в состав путинской Евразии.
Главным камнем преткновения остается г-жа Тимошенко. Евросоюз и, в частности, немцы, уверен, что суд над ней был политически мотивирован, поэтому они требуют, чтобы ее освободили. И здесь речь идет вовсе не о судьбе одного человека. Судьба г-жи Тимошенко является показателем того, готово ли украинское правительство принять юридические и политические стандарты Евросоюза.
Пока Украина приближается к моменту принятия решения, вокруг нее разворачиваются масштабные маневры. Евросоюз всячески старается подсластить свое предложение, допуская, что Украина сможет пользоваться преимуществами торгового договора, не дожидаясь его ратификации всеми членами Евросоюза. Он предлагает помочь Украине с поставками газа, если рассерженная Россия вздумает снова их прекратить. Он также убеждает Международный валютный фонд предоставить Украине финансовую помощь в размере от 10 до 15 миллиардов долларов, если Россия решит воспользоваться своими рычагами давления на Украину.
Россия, как обычно, ответила угрозами: украинские товары мистическим образом были задержаны на границе между странами, и многие российские чиновники, начиная с премьер-министра Дмитрия Медведева, неоднократно предупредили Украину о серьезных последствиях ее решения примкнуть к Евросоюзу. Между тем, в попытке уменьшить свою зависимость от российских энергоресурсов Украина подписала 10-миллиардную сделку на поставку сланцевого газа с компанией Chevron — эта новость вряд ли могла обрадовать «Газпром».
Пока неясно, какое решение примет президент Янукович. Освобождение г-жи Тимошенко будет довольно горькой пилюлей, кроме того, Украина может решить, что цена за сближение в Евросоюзом слишком высока. Однако путинский режим так запугал Украину, что даже некоторые сторонники России в Киеве стали поглядывать на запад.
Есть еще один вопрос. Если г-н Путин упустит шанс вернуть Украину, это станет самым мощным ударом по его авторитету с момента его появления на российской политической сцене. Теперь, когда час принятия решений приближается, что предпримет г-н Путин — и предпримет ли он что-либо вообще – чтобы отсрочить понижение России до второстепенной роли на мировой политической арене?
Президент Янукович и его союзники хотят заставить Россию и Евросоюз соперничать друг с другом за поддержку Украины. И ставки сейчас чрезвычайно высоки — особенно для г-на Путина.
Источник: («The Wall Street Journal«, США)
18.11.13.