Результат вильнюсского саммита, запланированного на эту неделю, к сожалению, стал известен на неделю раньше срока. Украинское правительство решило приостановить длящиеся пять лет переговоры о заключении амбициозного соглашения об ассоциации с ЕС. Вместе с украинским парламентом правительство в Киеве начало опасную, нецивилизованную и нечестную политическую игру.
Украинцы однозначно выразили свою поддержку евроинтеграции. Такая решимость является составной частью тех беспрецедентных преобразований и консолидации, которые произошли за 22 года независимости. Уполитиков Украины, не понимающих этого, не должно быть политического будущего.
Соглашение об ассоциации не следует рассматривать в техническом, политическом, международном или правовом измерении. Это не просто очередной шаг в интеграционной политике ЕС. Это средство для обеспечения долговременных геополитических изменений. Оно представляет собой расширение демократии и стабильности в Европе, а также восстановление исторической справедливости для Украины как для независимого государства внутри Европы.
Теперь, когда соглашение отложено, встает вопрос о том, насколько быстро произойдет изменение курса в направлении новых целей во внутренней и внешней политике и в сторону возврата на российскую орбиту. Москва не готова расстаться со своим тоталитарным наследием. Напротив, это наследие является неотъемлемой частью ее нового проекта национальной идентичности, который на этой неделе сделал важный шаг вперед в обольщении Украины.
Читайте также: Украина, Россия и ЕС — неизбежна ли конфронтация?
Россия в настоящее время хочет восстановить советскую модель через безобидные на первый взгляд проекты, такие, как «таможенный союз» и «общее экономическое пространство». Но эти структуры не имеют ничего общего с экономической интеграцией и вряд ли могут претендовать на звание партнерств. В них нет критериев для вступления, нет требований и стандартов, серьезных норм и правил. У них также отсутствует серьезная институциональная основа. У них одна-единственная цель: передать суверенитет государств-участников России и уничтожить конкурентоспособные отрасли в ее окружении.
Москва навязывала Украине отход от Европы целым комплексом кнутов и пряников. На протяжении нескольких месяцев российское правительство обещало дать Украине кредиты на оплату внешнего долга, вложить инвестиции в ее стратегические отрасли, пойти на подозрительные уступки по газовым ценам и предоставить торговые льготы.
В ответ на дальнейшую евроинтеграцию российские власти также подготовили и избирательно реализовали пакет санкций против товаров и предприятий, которые привели к уничтожению проектов сотрудничества с ведущими промышленными предприятиями Украины. Зазвучали резкие угрозы, которые были подтверждены действиями.
Мы приблизились к новому расколу на нашем континенте. Европу разрезает на две части не железный занавес, а два типа политики: демократическая политика Брюсселя и евроазиатская политика Москвы. Украина — это крупнейшее по площади государство в Европе, обладающее благоприятными возможностями в торговле, энергетике и сельском хозяйстве. Как можно не учитывать ее важность для Европы?
Что же делать? Украина ценит политическую поддержку наших партнеров в ЕС, которые преодолели воздвигнутые Россией экономические препятствия и в 2004 году вступили в союз как полноправные члены. Однако мы не видим адекватной экономической реакции со стороны ЕС после усиления российского давления.
Также по теме: Ночь за евроинтеграцию
Этот момент нельзя упустить. Страх перед кратковременными экономическими потерями, которых будет множество в случае подписания соглашения об ассоциации, стал одним из самых разумных аргументов в пользу одностороннего временного отказа от переговоров. Решение приостановить переговоры приветствовала тяжелая промышленность — немодернизированная наследница сталинской индустриализации, которой пришлось бы очень нелегко и непросто в конкуренции с производителями из ЕС.
Так где же в это трудное время встречные предложения со стороны ЕС об оказании помощи украинской экономике, которая борется с рецессией, с требованиями Международного валютного фонда и с вызовами конкурентов, которые станут результатом соглашения об ассоциации?
В дополнение к экономической помощи ЕС должен подать мощный сигнал о том, что двери остаются открытыми. Действия России необходимо осудить, назвав их неприемлемыми, особенно в связи с тем, что они предпринимаются против соседнего государства, для которого Россия является также гарантом безопасности.
Если после приостановки переговоров не будет гарантий поддержки курсу Украины на евроинтеграцию, страна будет вынуждена вступить в Таможенный союз с Россией на условиях, которые ей навяжет победитель в геополитической игре — Москва. Это самый худший сценарий для украинского государства, для народа Украины и для ЕС как для территории демократии и стабильности.
Тот, кто недооценивает готовность Москвы использовать любые имеющиеся средства для сохранения своей сферы влияния, должен извлечь уроки из этих событий и помочь в преодолении империалистических притязаний России. Европа должна ответить на вопрос о том, нужна ей Украина или нет. Продолжит ли Европа оказывать поддержку нашим преобразованиям в качестве независимого и демократического государства, или она позволит Украине превратиться во второстепенное, полугосударственное образование в подчинении у России? ЕС обладает колоссальной силой и может повлиять на результат.
Автор статьи был президентом Украины с 2005 по 2010 годы.