Что общего у австрийского политика Эвальда Штадлера и испанской оперной певицы Монсеррат Кабалье? — задается вопросом обозреватель австрийской газеты Der Standard Маркус Бернат. Ничего, кроме того, что их фамилии внесены в «черный список» Министерства иностранных дел Азербайджана.
Оказаться в нем, рассказывает журналист, рискует любой, кто едет в Нагорный Карабах. Азербайджанская сторона таким образом реагирует на «незаконное проникновение на азербайджанскую территорию». При этом, говорится далее, «законного перехода» ввиду закрытой еще со времен перемирия 1994 года армяно-азербайджанской границы нет, допуск к демаркационной линии на юге Азербайджана, где постоянно стреляют, имеют лишь наблюдатели от ОБСЕ, но и они не могут въехать в армянский анклав.
Так, в августе нынешнего года официальный Баку впервые опубликовал «список нежелательных лиц, посетивших Нагорный Карабах». В настоящее время в нем находится 331 иностранный гражданин, среди которых целый ряд депутатов парламентов Франции, Австралии, России, работавших наблюдателями во время выборов в армянском анклаве, немалое количество политиков вроде депутата немецкого Бундестага Вольфганга Бэрнзена, французского сенатора Бернара Фурнье, ряда европарламентариев, которым по долгу службы приходится иметь дело с Нагорным Карабахом, множество экспертов по Кавказу.
Персонами нон грата также были объявлены несколько студентов вашингтонского Университета Джонса-Хопкинса, ездивших туда в учебных целях, бывший координатор ОБСЕ по вопросам экономики и окружающей среды Бернар Сноу и даже спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Питер Семнеби. Не удалось избежать включения в «черный список» некоторым деятелям искусства и журналистам из разных стран.
Никакие дискуссии и увещевания, сетует автор, не помогают. Азербайджанские посольства и МИД не слышат аргументов, что журналистская деятельность не является признанием независимости анклава и что для освещения конфликта, который вот-вот грозит перерасти в новую войну, необходимы поездки «на места», знание местности и встречи с ответственными лицами. «Черный список» Баку — это некоего рода цензура, резюмирует журналист. Нагорный Карабах, по мнению азербайджанский властей, должен получать как можно меньше международного внимания.
28.11.13.