Как стало известно репортерам Independent, британские секретные службы показали Александру Литвиненко секретный документ, в котором речь шла о частных встречах с близким помощником российского президента Владимира Путина.
Сотрудники MI6 обратились с просьбой к шпиону провести «экспертный анализ» 4-страничного секретного отчета Министерства иностранных дел, в котором содержались подробности визита Сергея Иванова в Лондон в 2000 году — сейчас Сергей Иванов является второй по влиянию фигурой в Кремле.
Дипломатический телеграф, получивший название DipTel и охватывающий британские посольства по всему миру, зафиксировал содержание частных бесед между г-ном Ивановым, занимавшим в то время пост советника по вопросам безопасности, и сотрудниками британской разведки, которые они вели на Даунинг-стрит, в секретариате Кабинета министров и в министерстве обороны.
Отношения г-на Литвиненко с британскими разведывательными службами часто называют вероятной причиной его убийства, а упомянутый выше документ представляет собой очередное доказательство тесных связей между MI6 и бывшим агентом КГБ и критиком президента Путина. В ноябре 2000 года г-н Литвиненко бежал из России в Британию, где он умер в 2006 году.
В момент приезда г-на Иванова в Британию, с 30 октября по 1 ноября 2000 года, отношения между Москвой и Лондоном были такими же близкими, какими они были в течение нескольких предыдущих десятилетий. Этот визит называли «первой встречей между высокопоставленными чиновниками служб безопасности из Британии и России».
Между тем, решение британских властей приютить у себя российских диссидентов, таких как г-н Литвиненко, разозлило президента Путина, и отношения между странами стали резко ухудшаться сразу после отравления г-на Литвиненко двумя его бывшими коллегами по КГБ на встрече в отеле Millennium. Оба шпиона, Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун, отрицают свою причастность к его смерти, а российские власти вызвали гнев Уайтхолла, отказавшись выдать их Британии для допроса.
Сэр Роберт Оуэн (Robert Owen), коронер, ведущий расследование причин смерти г-на Литвиненко, намеревался опубликовать некоторые секретные правительственные документы, которые могли пролить свет на связи г-на Литвиненко с MI6 и на предполагаемую роль России в его смерти. Однако в среду, 27 ноября, Высокий суд блокировал публикацию этих материалов, после того как министр иностранных дел Уильям Хейг (William Hague) добился судебного пересмотра решения сэра Роберта. Судья Голдринг заключил, что публикация этих документов может увеличить «риск серьезного ущерба национальной безопасности», и отверг необходимость «полного и надлежащего» расследования.
Ожидается, что сам коронер ответит на это постановление суда уже сегодня. Однако официальные ограничения на публикацию определенной информации, касающейся г-на Литвиненко, не помешала другу покойного шпиона Юрию Фельштинскому выступить с гораздо более досадными заявлениями.
В обновленном варианте книги «ФСБ взрывает Россию», написанной им в соавторстве с г-ном Литвиненко в 2002 году, г-н Фельштинский отметил следующее: «Среди множества документов, которые Александр передал мне в Лондоне в 2003 году, был один документ, доказывавший, насколько он сблизился с MI6. Он касается визита генерала КГБ-ФСБ Сергея Иванова в Лондон».
«Четырехстраничный секретный документ, касающийся этого стратегического визита… был передан Александру агентами MI6 для экспертного анализа».
Репортеры Independent ознакомились с упомянутым выше документом Diptel. В служебной записке Министерства иностранных дел содержатся мысли британских чиновников о самом г-не Иванове, а также анализ его позиций по целому ряду вопросов, в том числе по вопросам глобального терроризма, Ирана, Китая и НАТО.
По мнению дипломатов, 60-летний российский чиновник «продвигал традиционные аргументы России» по ряду вопросов, в которых между Москвой и Лондоном существуют разногласия. В служебной записке говорится, что г-н Иванов «не уступил в вопросе Ирака» и не продемонстрировал «никаких признаков изменения позиции по Чечне».
«Он в очередной раз подчеркнул негативное отношение России к НАТО, добавив, что пока не видит возможностей для быстрого улучшения ситуации, — говорится в документе. — Несмотря на это, за обедом он несколько смягчил тон, отметив, что Россия не стремится расколоть НАТО, и добавив, что отчасти проблема заключается в сложностях, связанных с подготовкой армии».
Сотрудники Министерства иностранных дел отметили, что г-н Иванов не уступил своих позиций по иранскому вопросу, продолжая «защищать нынешнюю точку зрения России и ее вовлеченность в сотрудничество в области ядерных технологий» с исламской республикой, которое в то время вызывало массу опасений в западных кругах.
Во время одного обеда российский чиновник по фамилии Чернов выступил с обличительной речью об угрозе «мировой безопасности», которую представляет собой интернет. «Он назвал интернет главной мировой угрозой в следующие 5-10 лет», — говорится в служебной записке. А позже г-н Иванов охарактеризовал российские законы в области средств массовой информации как «одни из самых либеральных в мире».
Согласно этому документу, британские чиновники сочли, что г-н Иванов «держался хорошо — серьезно и авторитетно, но с определенной долей юмора», однако его визит был отмечен «ригидностью во время более официальных встреч», а его подчиненные «не были расположены к рассуждениям».
В телефонном разговоре г-н Фельштинский, российский историк, который в настоящее время живет в США, сказал: «Я не знаю, что Алекс делал с этим документом, но мне он сказал, что ему его передали сотрудники MI6. Однажды я встретил Алекса с его помощником на Пикадилли. Это был очень высокий мужчина».
В отношении сложившейся тупиковой ситуации в судебном расследовании, г-н Фельштинский сказал следующее: «Я не понимаю, зачем нужен этот заговор молчания. О том, что Алекс работал на MI6, знали все».
В прошлом году в деле о смерти г-на Литвиненко появилась информация о том, что он являлся «платным агентом MI6 и что у него был преданный помощник, работавший под псевдонимом Мартин». Также ходили слухи о том, что он обеспечивал испанскую разведку информацией о деятельности российской мафии на территории Испании.
В книге «ФСБ взрывает Россию» говорится, что за взрывы в Москве в 1999 году, в проведении которых обвинили чеченских террористов, на самом деле несут ответственность российские службы безопасности, работавшие по приказу Москвы, которой необходимо было оправдать войну в Чечне и привести к власти г-на Путина.
В 2007 году Михаил Трепашкин, который провел независимое расследование терактов 1999 года, заявил, что, по словам его источников в российских разведывательных службах, «все, кто причастен к публикации книги «ФСБ взрывает Россию» будут убиты».
Он также заявил, что трое агентов ФСБ совершили поездку в Бостон, чтобы найти способ убить г-на Фельштинского. Министерство иностранных дел отказалось давать комментарии по этому поводу.
Сергей Иванов: враг Запада, друг Путина
Сергей Иванов является ветераном российского истеблишмента спецслужб и старинным другом президента Владимира Путина.
Г-н Иванов, которому сейчас уже 60 лет, познакомился с г-ном Путиным в Ленинграде, где они подружились, работая вместе в одном из подразделений КГБ.
Он проработал в разведке 18 лет, сначала в КГБ, а затем в российской разведывательной службе, и, по слухам, однажды его даже выслали из Британии за ведение шпионской деятельности.
Согласно российской прессе, в прошлом он работал в Кении вместе с Василием Кушченко, отцом Анны Чапман, российской шпионки, высланной из США в 2010 году.
Г-на Иванова часто называют ключевой фигурой силовиков — группы консервативно настроенных бывших шпионов, процветающих при режиме г-на Путина, которые враждебно относятся к Западу. Однако, по мнению некоторых аналитиков, он исповедует несколько более либеральные взгляды, и ему удается находить некий политический баланс между ястребами и голубями внутри Кремля.
Бывший президент России Борис Ельцин назначил г-на Иванова секретарем российского Совета безопасности — то есть сделал его ответственным за национальную безопасность — в ноябре 1999 года. В марте 2001 года г-н Иванов стал первым в истории России «гражданским» министром обороны.
При г-не Путине он занимал пост заместителя премьер-министра, и многие даже предполагали, что он может стать следующим президентом страны на выборах 2008 года. Однако он проиграл в борьбе с либеральным кандидатом, Дмитрием Медведевым. Тем не менее, г-н Иванов стал главой администрации г-на Медведева и оставался на этом месте вплоть до момента, когда в 2012 году власть в стране вновь перешла в руки г-на Путина.
Его старший сын, Александр, сбил на дороге 68-летнюю женщину, которая позже скончалась, но уголовное дело против него было закрыто ввиду отсутствия улик.
В декабре 2006 года г-н Иванов, по слухам, отверг значимость смерти г-на Литвиненко. Тогда в беседе с иностранными журналистами в Москве он сказал следующее: «Для нас Литвиненко был никем. Нам было все равно, что он говорил и писал на своем смертном одре».