Молодая журналистка сняла репортаж о группе демонстрантов, напевавших антикремлевские песни. Редакция вырезала его, объяснив это тем, что иначе денег у редакции больше не будет, ведь финансируется она правительством. Журналистка хотя и согласилась с этими доводами, но тем не менее продолжает недоумевать, почему такое возможно — ведь она не хочет лезть в политику, не знает, кто там прав и неправ, а просто хочет хорошо делать свое дело».
Это, пишет Оливер Холленштайен в своем комментарии для Sueddeutsche Zeitung, типичная ситуация для России. За несколько месяцев до зимней Олимпиады в Сочи эксперт правозащитной организации «Репортеры без границ» Ульрике Груске, опросив 30 российских журналистов и медиа-экспертов, среди которых, в том числе, оказалась и та самая журналистка одного из государственных телеканалов, пришла к выводу, что «свобода слова в России еще никогда не была так сильно ограничена со времен распада Советского Союза».
«Многие российские журналисты, опасаясь репрессий или же попросту исходя из собственной некритической позиции, занимаются самоцензурой, — говорится в докладе Груске. — К тому же Кремль активно пытается оказывать влияние на освещение событий за рубежом». Так, организация называет российского президента Путина «одним из самых больших врагов свободы слова в мире» и отводит России в рейтинге свободы прессы 148-е место из 179. Российские власти, в свою защиту, указывают на то, что «в стране существует немало независимых газет и интернет-изданий», но Груске считает это фарсом, ведь подавляющая часть населения страны не имеет доступа к ним.
Основным источником информации для 90% россиян, рассказывает Груске, остается телевидение. В связи с тем, что в России права на трансляцию контролируются государством, в стране есть всего три больших телеканала — полностью государственный канал «Россия», в равных долях принадлежащий государству и олигархам «Первый канал» и НТВ, с 2007 года контролируемый полугосударственным энергетическим концерном «Газпром». Единственный критический телеканал «Дождь», доступный только в интернете или по кабельному телевидению, имеет ежедневную аудиторию всего в миллион человек.
Как это стало возможно, хорошо видно на примере телеканала НТВ, который до покупки «Газпромом» был известен своей критической позицией, а теперь «клевещет на оппозиционеров». «Прежних, критически настроенных собственников заменили на прогосударственных инвесторов, которые, в свою очередь, пригласили на руководящие должности верных власти сотрудников, в результате чего многим журналистам пришлось сменить профессию или вовсе уехать за границу», — пишет Груска.
Оставшихся же, подчеркивает эксперт, запугивают с помощью новых законов, в том числе о запрете употребления нецензурной лексики в СМИ и запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Так, например, одной газете вынесли предупреждение за публикацию истории об учителе-гомосексуалисте, а в октябре за размещение материалов, содержащих нецензурную лексику, отобрали лицензию у новостного агентства «Росбалт». Все это, признает бывший главный редактор журнала Newsweek и ведущий телеканала «Дождь» Михаил Фишман, «словно дамоклов меч нависает над работой».
Источник: Süddeutsche Zeitung
02.12.13.