После столкновений в Киеве 1 декабря сторонники «силового» варианта разрешения полномасштабного политического конфликта взяли, похоже, паузу. Судя по сообщениям из украинской столицы, вчерашний день прошел относительно спокойно. И, слава Богу, каждый час спокойствия увеличивает шансы на то, что сила вообще не будет применена. Да, в средствах массовой информации вовсю муссируются слухи о том, что в украинском руководстве до сих пор обсуждается возможность введения чрезвычайного положения. В печати муссируются слухи о том, что внутренние войска и бронетанковые части Вооруженных сил стягиваются к столице. Владимир Путин, уже явно не ощущающий себя победителем, обвиняет государства Евросоюза во вмешательстве во внутренние дела Украины. И тем не менее, сам утверждает: происходящее — результат действий специально подготовленных групп боевиков.
Если подобные заявления не являются вмешательством, то что это? Очевидно, грустная оценка того, куда именно завела Россию ее победная внешняя политика. Наконец, глава украинского правительства вполне истерически заявляет: в планах оппозиции захват здания парламента. Казалось бы, все предпосылки для расправы над протестующими…
Однако, на мой взгляд, в дело вступают совсем другие факторы. Прежде всего объективные. Численность Вооруженных сил Украины — 195 тысяч человек. До сих пор значительная часть — солдаты срочной службы. Призыв должен быть прекращен с 1 января 2014 года. Плюс 33 тысячи военнослужащих внутренних войск, где тоже значительная часть срочников. Если в Киеве правда находятся как минимум полмиллиона протестующих, все силы, которые им может противопоставить правительство, — что слону дробина. Ведь эти воинские соединения размещены на всей территории страны. Стало быть, их еще надо собрать в Киеве. И речь конечно же не о жалких пяти автобусах с солдатами, о которых сообщают украинские СМИ. Речь идет о крупной войсковой операции, которая пока что не проводится.
При этом очевидно, что, как и в истории с советским ГКЧП, о котором так некстати напомнил Жириновский, никто из главных начальников не торопится взять на себя ответственность за возможное кровопролитие. Президент Янукович молчит как в рот воды набрал, размышляя… ехать или нет с официальным визитом в Китай. Его премьер вроде бы угрожает применить силу, но одновременно обещает строго разобраться с теми, кто разгонял митинговавших 30 ноября. Надо сказать, это неправильный сигнал для командиров подразделений, которых бросят на подавление протеста. Ведь каждый из них будет прикидывать, кто окажется виноватым, если он выполнит приказ. Точно так же Павел Грачев торговался с гэкачепистами, требуя письменный приказ на захват Белого дома, понимая, что, даже если такая бумажка будет получена, он все равно не будет выполнять этот приказ.
В этой ситуации баланс сил может быть переломлен только в одной ситуации. Если солдатам прикажут стрелять, и они этот приказ будут готовы выполнить. Что в нынешней ситуации более чем сомнительно. Если вернуться к ГКЧП, то актуальной выглядит такая история. Когда организаторы заговора поняли, что они оказались в тупике, они позвали известного генштабиста с просьбой-приказом дать совет. Тот (надо сказать, он вовсе не любил Ельцина и демократов), изучив соотношение сил и средств, встал и пошел к выходу. На вопрос, что он собирается делать, многозвездный генерал мрачно сказал: «Спать иду». Что впоследствии обеспечило ему успешную карьеру при новой власти. Подозреваю, такой несложный анализ проделывают сегодня украинские силовики…
Источник: ej.ru