Главная » Все Новости » События » Спецслужбы мира — Иран

Спецслужбы мира — Иран

С древнейших времен могущество Ирана опиралось не только на силу оружия, но и на тайное знание. Искусство дезинформации, интриги и агентурной деятельности персы считали одним из столпов государственного управления. Недаром сасанидский (Сасаниды, империя Сасанидов — название третьей иранской династии в персидской империи, существовавшей с 224 по 651 год) владыка Хосров II Парвиз, покоривший южные и восточные области Византии, часто повторял: «Хорошая уловка стоит целого войска». Потомки персидских шахов следуют этой старинной мудрости и по сей день.

…Отсчет современной истории иранских спецслужб начинается с осени 1957 года, когда при активном участии ЦРУ и Моссада была основана Организация информации и безопасности (САВАК – который просуществовал до февраля 1979 года, когда исламисты Хомейни сокрушили шахский режим). Определенное влияние оказали также спецслужбы Франции (основатель иранской разведки Тимор Бахтияр военную академию окончил во Франции) и Великобритании. По словам генерал-майора ГРУ Сергея Крахмалова, бывшего военного атташе СССР в Тегеране, — «САВАК многие годы держала в страхе все население Ирана. Даже высшие должностные лица страны вздрагивали при ее упоминании». Главная задача этой спецслужбы заключалась в борьбе с внутренней оппозицией. По имеющимся сведениям, в застенках этой организации только за 22 года ее существования было замучено более 380 000 человек.

Тогда основными противниками САВАК являлись спецслужбы Египта, других арабских стран и их союзника СССР. При этом она опиралась на религиозные меньшинства региона: шиитов, христиан и евреев. Вместе с тем, третий шеф САВАК Нематолла Нассери в 1968 году проявил заинтересованность в установлении контактов с СССР по каналам спецслужб, в частности в приобретении в тогдашнем Советском Союзе «контрразведывательной техники».

Несмотря на свой гигантский репрессивно-полицейский аппарат (15 000 сотрудников) САВАК не сумела предотвратить свержения шахского режима в начале 1979 г. Судя по мемуарам Леонида Шебаршина, в 1979 до 1983 гг. возглавлявшего резидентуру КГБ в Иране, исламская революция существенно подорвала здесь позиции советской разведки. Не менее болезненный удар был нанесен ей почти три года спустя в результате побега в Англию сотрудника управления «С» ПГУ КГБ Владимира Кузичкина, имевшего отношение к работе советских разведчиков-нелегалов. Затем в феврале 1983 года режим Хомейни начал массовые репрессии против Народной партии Ирана (Туде), имевшей многочисленных сторонников среди армейского офицерства и сотрудничавшей с советской разведкой (и сирийскими спецслужбами).

Пришло время новых спецслужб — Исламской Республики. Главным преемником САВАК стала Организация информации и национальной безопасности Ирана. Она была сформирована на базе двух основных элементов: САВАК и подпольных структур иранского шиитского подполья, возникших в 60-е годы в Южном Ираке, Ливане, Египте и США (при содействии служб безопасности Каира и Организации освобождения Палестины). В основном новый режим привлекал на службу офицеров из разведывательных структур САВАК. Больше всего ценились те, кто работал на иракском направлении и по странам Персидского залива.

В результате новая спецслужба, как и ее предшественница, старается использовать шиитские общины Ближнего Востока, Центральной Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Нововведением режима аятолл стала идея экспорта исламской революции. Это существенно расширило возможности иранских спецслужб, позволив им распространить свое влияние на суннитских фундаменталистов.

Подобно САВАК, структура безопасности хомейнистского режима в первую очередь занималась пресечением оппозиционной активности. За рубежом у новых разведорганов появились прочные позиции в Ираке (благодаря местной шиитской и курдской оппозиции, в частности организации «Хизб аль-Дауа аль-Исламийа», а с 1982 г. и «Верховному совету исламской революции в Ираке»), в Ливане (благодаря организации «Амаль», а с 1982-го — «Хезболлах»), в Саудовской Аравии (благодаря шиитской оппозиции, попытавшейся в конце 1979-го захватить Мекку с целью дальнейшего свержения монархии), а также США (благодаря 30 000 иранских студентов, объединенных в Ассоциацию исламских студентов Америки) и Франции.

По имеющимся сведениям, первый глава разведки новой организации (в прошлом входивший в руководство САВАК, а с начала 70-х возглавлявший автономную структуру «Специальное управление разведки»), Хосейн Фардуст был смещен со своей должности по подозрению в сотрудничестве с КГБ и в декабре 1985-го как «советский агент» оказался в тюрьме. Одновременно в аппарате разведки была проведена массовая чистка, саму службу в 1984 г. преобразовали в Министерство информации, которое, по сути, выполняет функции министерства разведки и безопасности. При первом шефе министерства Мохаммаде Мохаммади Рейшахри (1984-1989 гг.) разведка почти окончательно обрела свою нынешнюю форму, а также определились основные направления ее работы за рубежом (особое внимание тогда уделялось Ираку и Афганистану). На основании этого его преемнику Али Фаллахияну (1989-1997 гг.) удалось превратить министерство в одну из мощнейших мировых спецслужб. Под его руководством иранская разведка приобрела рычаги воздействия на арабо-израильский и боснийский конфликты, большое влияние на исламское движение Алжира, расширила свое присутствие в Ливане и Пакистане, а также закрепилась в Германии, Таджикистане, Армении и странах Латинской Америки. Фаллахиян также установил контроль не только над международными исламистскими организациями, но и многими леворадикальными группировками типа «Народного фронта освобождения Палестины — Общее командование» и греческой «17 ноября».

Преемник Фаллахияна — Дорри Наджафабади продержался на посту главы Министерства информации совсем недолго. В его бытность министром разразился скандал в связи с обвинениями министерства в ликвидации 70 известных журналистов и политических деятелей, выступавших с критикой режима аятолл. После длительного расследования Наджафабади признал обоснованность подобных обвинений и в начале февраля 1999 года подал в отставку. Вся ответственность при этом была возложена на экс-заместителя Фаллахияна по вопросам безопасности и разведки Саида Эмами, который в июне того же года скончался в тюрьме в результате «самоубийства».

Нынешний шеф Министерства информации Али Юнеси — четвертый руководитель спецслужбы. Он считается ставленником первого шефа министерства Реишахри и сторонником консервативного лагеря в руководстве Исламской республики Иран. А пост заместителя Юниси занимает Али Рабии, ставленник президента страны.

В качестве шефа МРБ Юнеси уделяет особое внимание развитию сотрудничества со спецслужбами стран СНГ, в частности России, Азербайджана и Армении. Проводил переговоры по поводу взаимодействия на афганском направлении и борьбе с радикальными суннитскими организациями также с министром национальной безопасности Азербайджана.

В настоящее время министерство действует более чем в 40 странах мира. Его штат — 4000 сотрудников (и более 30 000 агентов). По неподтвержденной информации, в агентурной сети спецслужб Ирана на учете состоит практически все население страны – 90%. Иранская разведка продолжает укреплять региональные связи, в частности, с сирийскими спецслужбами, Патриотическим союзом Курдистана, а также контакты с разведывательными структурами Ирака.

Одновременно глава министерства лично курирует создание законспирированной агентурной и диверсионно-террористической сети в южной и северной частях Ирака, которую планируется задействовать в том случае, если американское присутствие в этой стране будет представлять угрозу Тегерану или же если будущий прозападный лидер Багдада вознамерится проводить антииранскую политику.

С главой Министерства информации координируют свою деятельность практически все административные и силовые структуры Ирана. Особенно это касается Корпуса стражей исламской революции (КСИР), который был создан еще в 1979 году в качестве главной опоры хомейнистского режима в противовес армии. В состав КСИР входят сухопутные войска (более 370 000 человек), ВМС и ВВС (приблизительно по 20 000 человек). В рамках Главного командования КСИР функционируют Комитет внешней разведки и Комитет иностранных операций. Наиболее прочные позиции за рубежом специальные структуры КСИР имеют в Ливане и Судане. Кроме того, они обладают разветвленной агентурно-диверсионной сетью в странах Персидского залива, Палестине, Германии, Франции, Канаде, Бразилии, Парагвае, Пакистане и на Филиппинах.

С целью проведения спецопераций за рубежом, в 1991 году в рамках КСИР было создано элитное подразделение «Куат аль-Кудс». В ее состав входят 15.000 человек. Она координирует деятельность целого ряда исламистских и лево-радикальных экстремистских организаций. Участвует в подготовке диверсионно-подрывных операций против региональных противников Ирана (Израиль, США, в прошлом Ирак), а также осуществляет ликвидации активистов оппозиции за рубежом. По данным западных спецслужб, в 1979-96 гг. сотрудники «Куат аль-Кудс» уничтожили более 70 противников режима аятолл за пределами Ирана. Наиболее известными из этих акций являются ликвидации бывшего премьер-министра Ирана Шапура Бахтияра (Париж, август 1991) и лидера Демократической партии иранского Курдистана Садеха Шарафа-Кинди (Берлин, сентябрь 1992 г.). В рамках «Куат аль-Кудс» функционирует также отдел «Персидского залива», ответственный за проведение диверсионно-подрывных операций в данном регионе. Кроме того, представители «Куат аль-Кудс» постоянно находятся в ряде государств мира — Ливан, Судан, Германия, Франция, Канада и др.

Использованы материалы «Версии», ru.wikipedia.org, ИЦ Agentura.Ru и других открытых источников.

http://rus.expertclub.ge

26.06.11.