В прошлое воскресенье, как и на протяжении четырех предыдущих недель, почти 300 тысяч человек пришли на Майдан в центре Киева, чтобы выразить протест против политики президента Виктора Януковича, который отказался от соглашения об ассоциации с Европейским союзом в пользу сближения с Россией. «Мы продолжим 17 декабря, когда Янукович будет у Путина», — говорит Олег. Его волосы выкрашены в синий с одной стороны и в желтый — с другой. Это цвета украинского влага. Демонстранты общим голосованием приняли резолюцию, в которой запрещают президенту подписывать что бы то ни было с Кремлем.
По официальной версии, его визит в Москву нацелен на укрепление стратегического партнерства двух стран. В частности, речь пойдет о снятии эмбарго на импорт в Россию шоколада украинской компании Roshen, которая принадлежит проевропейскому олигарху Петру Порошенко. В июле, когда Украина вела переговоры с ЕС, российское санитарное ведомство объявило его несоответствующим установленным нормам. Тем не менее, как только энтузиазм Киева по поводу Брюсселя поугас, украинские шоколадки внезапно вновь стали съедобными.
Кроме того, центральное место занимает и вопрос российского газа, который становится для России крайним средством для того, чтобы удержать Украину под своим «крылом». Через Украину (страна является мощной сельскохозяйственной державой и первым в мире экспортером подсолнечника) идет 60% транзита российского газа в Европу, а местная промышленность потребляет немало голубого топлива (металлургия, удобрения), что объясняет привлекательность украинского рынка для «Газпрома». Российская компания хочет взять под контроль газотранспортную систему (ей уже удалось это в Белоруссии и на Украине), что де факто позволило бы ей подчинить себе всю украинскую промышленность. Кроме того, «Газпром» нацелен и на приобретение местных газохранилищ, на которые приходится треть всех европейских мощностей.
Виктор Янукович рассчитывает получить от России скидку на газ, который сейчас поставляется на Украину по тарифу в 400 долларов за тысячу кубометров (против 360 долларов для Германии). В начале марта он уже заявил, что готов пойти на определенные уступки, чтобы добиться пересмотра газового соглашения. Последние несколько недель Москва дает понять, что могла бы поставлять газ и по цене в 280 долларов.
В обмен Украине придется уступить значительную долю ее экономики и выйти из Европейского энергетического сообщества (вступила в него в 2011 году). Это соглашение нацелено на формирование широкого энергетического рынка с уважением к достигнутому в процессе строительства единой Европы (так называемый «третий пакет»). Его задача — либерализация энергетического рынка и борьба с доминантным положением монополий, в первую очередь — «Газпрома». Это госпредприятие, которое стало одним из главных орудий Кремля во внешней политике, будет оказывать давление на Киев, чтобы заставить его выйти из организации. Кроме того, если «Газпром» возьмет под контроль украинские трубопроводы, это перечеркнет взятые на себя Украиной обязательства в энергетической сфере.
Киев сгибается под грузом долгов
Как ни парадоксально, но олигарх Дмитрий Фирташ, который смог бы очень многое выиграть от либерализации энергетического рынка, является одним из главных спонсоров Партии регионов Виктора Януковича. В 2011 году он получил право импортировать треть газа (порядка 8 миллиардов кубометров), который украинское госпредприятие «Нафтогаз» закупает каждый год у России. Этот бизнесмен занимает прочные позиции в химическом секторе и продает топливо платежеспособным клиентам, оставляя неплательщиков на попечение «Нафтогаза». К осени 2012 года он приобрел (полностью или частично) 14 из 17 региональных газораспределительных компаний, которые ранее принадлежали Нафтогазу. Кроме того, как лидер «пророссийских» олигархов, он на хорошем счету у Газпрома.
Вопрос задолженности «Нафтогаза» играет ключевую роль в отношениях с Россией. Его долг «Газпрому» достигает 2 миллиардов долларов, тогда как украинские клиенты должны ему 1,7 миллиарда долларов. Этот долг стал узлом на охватившей горло Украины петле. Президент Янукович хочет добиться переизбрания в марте 2015 года, и поэтому сейчас ему нужны от России две вещи: скорейший кредит на покрытие текущего дефицита (8% ВВП) и предотвращение девальвации гривны (хотя бы до выборов), а также снижение цен на газ.
Владимир Путин, в свою очередь, стремится привлечь Украину в Евразийский союз (конфедерация постсоветских государств), который он сделал ключевым проектом третьего президентского срока. «Таможенный союз — это геополитический проект Москвы, цель которого — восстановить рухнувшую в 1991 году империю», — заявил в воскресенье на собрании бывший министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк. «Мы катимся по пути интеграции с Россией», — считает Валерий Чалый из киевского аналитического Центра Разумкова.
Для сторонников движения в Европу подписание соглашения с Россией может стать тем же самым, что красная тряпка для быка. Виктору Януковичу прекрасно это известно. Поэтому российско-украинские переговоры носят последнее время максимально конфиденциальный характер. Как отмечает политолог Владимир Фесенко, «Евразийский союз должен увидеть свет в марте 2015 года, когда на Украине уже пройдут президентские выборы». Тогда Виктор Янукович сможет объявить об участии Украины в российском проекте.