Президенты США, Франции и Германии объявили, что не поедут на Олимпиаду в Сочи. Западная пресса комментирует эти решения в свете призывов к бойкоту этого мероприятия, звучащих за рубежом уже не один месяц. Издания также анализируют состав официальной делегации США, в которую включены две открытые лесбиянки. Некоторые обозреватели считают, что этого шага недостаточно.
«Олимпийские игры с протестом» — так озаглавлена редакционная статья в El Pais. Отказы западных лидеров от поездки на Олимпиаду — это чисто символические шаги, призванные «разъяснить президенту Путину, как мало нравится людям его политика в целом и «приливы тестостерона», направленные против гражданских прав конкретно», говорится в статье.
Газета находит «новаторским» тот факт, что Обама включил в делегацию США известных борцов за равноправие гомосексуалистов.
Люди стараются уберечь дух олимпийского движения от «заражения политикой», но трудно, передвигаясь по миру, не огорчаться из-за дискриминации. «А неуважение к многообразию людей, существующему во всех странах, — один из видов дискриминации», — пишет издание.
«Недостаточно просто включить Билли Джин Кинг в «делегацию США» на Олимпиаде в Сочи» — утверждает в заголовке обозреватель The Guardian Нэнси Голдстейн.
Пресса хвалит Обаму за то, что, включив открытую лесбиянку в делегацию США, он якобы подал «четкий сигнал» России. Голдстейн, однако, подчеркивает: «В заявлении президента США вообще не упоминается о нарушениях прав человека в России и не предлагаются никакие подлинные политические действия».
За последние 10 дней 5 западных политических лидеров объявили, что пропустят Олимпиаду в Сочи. Автор подчеркивает: «Никто из этих политиков, кроме комиссара ЕС по делам юстиции, гражданства и основных прав Вивьен Рединг, публично не заявил, что его решение равносильно бойкоту, или вообще упомянул о драконовских анти-ЛГБТ законах России. Однако пресса поспешно — и, возможно, ошибочно — заключила, что жестокие притеснения россиян из ЛГБТ-сообщества — главная забота этих политиков. Этот вывод создает впечатление, что эти люди храбрее, чем на самом деле, и становится удобным прикрытием других целей».
Голдстейн подозревает, что у западных политиков есть и другие мотивы. Может быть, они боятся «оказаться по неподходящую сторону истории» или стремятся унизить Путина за «то, что он идет практически на все вообразимые шаги с целью разозлить Запад»?
В любом случае, западным лидерам сейчас совершенно не хочется фотографироваться рядом с Путиным — в момент, «когда его агрессивная консолидация власти и подавление любой оппозиции имеют столь неприкрытую форму», пишет автор.
Каждый день поступают такие новости, что становится все труднее игнорировать сползание России к фашизму, утверждает автор. Так, звезда российского телевидения Иван Охлобыстин на прошлой неделе призвал «к возвращению Холокоста ради его детей», как формулирует обозреватель. А Дмитрий Киселев, призывавший зарывать сердца геев в землю, назначен директором нового информагентства.
Интересно, удастся ли подтолкнуть западных лидеров к реальным политическим действиям, гадает автор. Вообразите, каким весомым станет вопрос о правах человека, если Аргентина предложит политическое убежище россиянам, которые боятся, что людей из ЛГБТ-сообщества будут лишать родительских прав?
Автор отвечает: «Это определенно будет желанная перемена по сравнению с тем, что мы наблюдаем сейчас, — с жестами Гаука, Обамы и Олланда, сочетающими низкий риск с большими выгодами».
«Обама «бойкотирует» Сочи, но такое ли уж это сильное проявление пренебрежения в адрес России?» — размышляет The Christian Science Monitor. Впервые за 10 с лишним лет ни президент США, ни члены его семьи или правительства не посетят официальное открытие и закрытие Олимпиады, напоминает Фред Уэйр. В Кремле это будет воспринято как выражение пренебрежения, считает автор.
Правозащитники приветствуют решения западных лидеров не приезжать в Сочи. Они сочли, что это явное проявление неодобрения ситуации с правами человека в России. Татьяна Локшина из Human Rights Watch уточнила: «Мы бы предпочли, чтобы Обама приехал на церемонию открытия и коснулся все более мрачной ситуации с правами человека в России, в том числе кампании против прав геев». «Если он не был готов это сделать, то, полагаю, принял верное решение», — добавила Локшина.
Со своей стороны, российские эксперты и полуофициальные источники представили решение Обамы как не очень важное. Многие сказали, что это лишь очередной зигзаг во все более запутанной российско-американской дипломатической игре.
Эксперт Александр Коновалов заметил: отказ лидеров от приезда в Сочи — знак, что внутриполитическую атмосферу в России считают ненормальной.
Активисты российского ЛГБТ-сообщества говорят, что не просили западных лидеров о бойкоте Олимпиады, но ценят проявления поддержки.
«Обама правильно отнесся к Сочи» — радуется в своем блоге консервативный обозреватель The Washington Post Дженнифер Рубин. «Браво, мистер президент», — восклицает она в адрес Обамы, тут же напоминая, что хвалит его в своих статьях нечасто.
«Я довольно давно ратовала именно за такое проявление пренебрежения», — напоминает автор.
Рубин дает Обаме совет: послать в Россию не только спортсменов гомосексуальной ориентации, но также «поборников демократии и частных лиц, которые трудились над законом Магнитского». «Тогда станет очевидно, что наша обеспокоенность за права человека касается не только российских гомосексуалистов», — поясняет автор.
Рубин также надеется, что Обама постепенно станет поддерживать не только права геев, но и свободу религий, этнические меньшинства и женщин.
«При содействии Билли Джин Кинг США займут правильную позицию на Олимпиаде в Сочи» — таков заголовок в Los Angeles Times. Журналистка Хелен Эллиотт полагает: то, что Обама включил в официальную делегацию США двух открытых лесбиянок, на языке хоккея называется «лицемойкой». «Это специфический, тошнотворный обычай тереть вонючие перчатки прямо перед носом у другого игрока — тактика, призванная вызвать раздражение», — поясняет автор.
Обама, очевидно, бросает вызов России, принявшей антигейские законы. «Избрание Кинг и Кэхоу означает: мы не советуем вам, как руководить вашей страной, но демонстрируем, как руководим нашей; мы даем геям и лесбиянкам ключевые роли в спорте и за его пределами, и это идет нам во благо», — говорится в статье.
Автор ожидает, что состав делегации вызовет критику со стороны некоторых американцев. Люди будут утверждать, что это политизация Олимпиады или невежливость по отношению к принимающей стороне. «Можно подумать, российские законы недостаточно грубые и карательные», — возражает автор.
Эллиотт уверена: идея аполитичных Олимпиад давно испарилась, все страны, проводящие Олимпиады, стараются продвинуть на них свои политические и общественные ценности.
«Когда политика диктует выбор, Олимпийские игры сами напрашиваются на беды» — замечает в заголовке автор The New York Times Джульет Мейкур.
Она призывает задуматься не о том, правильное ли решение принял Обама. «Спросите себя, почему мы вообще это обсуждаем и как Олимпийские игры опять оказались в центре яростного спора о правах человека?» — пишет автор.
В 2008-м, вспоминая о нарушениях прав человека, цензуре и загрязненности воздуха, люди гадали, как МОК вообще мог принять решение о проведении Олимпиады в Китае. «Политика, влияние и корыстный интерес», — отвечает автор.
Не верьте заявлениям МОК, будто он аполитичен. А самая лучшая заявка на проведение Олимпиады — не гарантия, что выберут твой город.
Остановив свой выбор на Сочи, члены МОК должны были сознавать, что напрашиваются на беды. Город находится «в одной из самых тревожных горячих точек мира», полагает автор. То, что за заявку лично агитировал Путин, выступив на заседании МОК, «многое говорит о политической динамике, влияющей на решения МОК в конечном итоге», — говорится в статье.
По мнению автора, Олимпиада не изменила мировоззрение Китая, несмотря на все его обещания МОК. «То же самое, вероятно, произойдет в Сочи», — прогнозирует издание.
Будь МОК более щепетилен в выборе, теперь не пришлось бы гадать, смогут ли спортсмены безопасно выражать свою поддержку правам геев в России.
«Разъяснены правила, касающиеся протестов против российских антигейских законов на Олимпиаде» — извещает в заголовке The Guardian. МОК разъяснил: спортсмены вольны критиковать эти законы, но только за пределами так называемых «аккредитованных районов», пишет журналист Оуэн Гибсон, ссылаясь на письмо МОК, поступившее в Британскую олимпийскую ассоциацию (BOA).
Документ гласит: «Никакие демонстрации либо политическая, религиозная или расовая пропаганда не разрешаются». МОК также сообщил, что оргкомитет предоставит в Сочи специальные «зоны протеста», где демонстрации будут разрешены.
Со своей стороны, BOA заявила, что не будет препятствовать высказываниям спортсменов на любые темы при условии, что те будут соблюдать Олимпийскую хартию.
«Источники в МОК подтвердили, что спортсмены будут вольны открыто высказываться в «неаккредитованных районах» и на пресс-конференциях», — пишет газета.
«Россияне-гомосексуалисты имеют равные права? Один отдельно взятый клуб просит Путина повнимательнее изучить ситуацию» — таков заголовок в The Christian Science Monitor. Президент Путин заявляет, что российские гомосексуалисты имеют равные права со всеми остальными гражданами РФ, напоминает журналист Фред Уэйр.
«Но критики возражают, что это легалистическая «показуха», маскирующая некрасивые социальные реалии. Они говорят, что россияне из ЛГБТ-сообщества обнаруживают, что не могут рассчитывать на полноценную защиту со стороны закона, хотя полиция обязана применять закон справедливо, и все более уязвимы перед преследованиями, которым их подвергают самозваные «дружинники» антигейского движения», — говорится в статье.
Автор советует Кремлю и всем заинтересованным сторонам внимательно следить за событиями вокруг московского гей-клуба «Центральная станция». По данным автора, в клуб допускаются только совершеннолетние, никаких нарушений закона в нем не зафиксировано.
Но по словам владельца Андрея Лищинского, в последние месяцы клуб подвергся более чем 20 нападениям. Лищинский опубликовал открытое письмо Путину, заявляя, что полиция ничего не делает для расследования.
Возможно, ситуацию осложняет конфликт Лищинского с новыми владельцами здания, где клуб арендует помещение. Но Лищинский уверяет, что неоднократно обращался в полицию. Он также говорит, что нападения совершались по мотивам ненависти и вражды.
«Ехать в Сочи или не ехать: вот в чем вопрос» — такой шекспировский заголовок находим в блоге журнала Foreign Policy. Обозреватель Прейчи Видвенс напоминает, как актер Стивен Фрай просил премьера Кэмерона призвать к полному бойкоту Олимпиады в Сочи.
Кэмерон ответил, что присутствие на Играх — более эффективный способ бросить вызов предвзятости, чем бойкот.
Издание комментирует: «Возмущение российскими законами, дискриминирующими ЛГБТ-меньшинство, нарастает. По-видимому, мировые лидеры и спортсмены вовлечены в похожие дебаты о том, ехать ли в Сочи».
Автор не ожидает открытого бойкота Сочи всеми политиками. И все же налицо что-то вроде китайской «казни через тысячу ранений». Мировые лидеры критикуют Россию, Олимпиада рискует превратиться в «кошмар для пиара Путина». Автор приводит пример с составом делегации США.
В августе Обама сказал, что очень надеется, что спортсмены гомосексуальной ориентации вернутся из Сочи с медалями.
Еще несколько стран попытаются «уязвить» Москву: Канаду будет представлять открытый гей Тим Стивенсон, сборная Германии наденет форму радужной расцветки.
Источник: inopressa.ru
19.12.13.