Помилование опального олигарха показывает: Путин не видит никаких угроз своей власти — «даже со стороны человека, чей нравственный и политический престиж способен сплотить оппозицию», пишут СМИ. Плохая новость в том, что Ходорковского отпускают только из желания президента подлакировать имидж страны перед Олимпиадой, а не потому, что политизированное правосудие исправляет свои ошибки.
Как всегда, Владимир Путин сумел подготовить сюрприз. Уже покидая зал после окончания 4-часовой пресс-конференции, он заявил нескольким корреспондентам, что собирается помиловать Михаила Ходорковского, сообщает Libération.
«Недавно он написал такую бумагу и обратился ко мне с прошением о помиловании, — пояснил Путин. — В ближайшее время будет подписан указ о его помиловании». Сенсационное известие застало врасплох даже адвокатов оппозиционного олигарха, которые отказались подтвердить эту информацию до встречи с подзащитным.
«Путин с его звериным политическим чутьем понял: сейчас или никогда», — анализирует решение Путина журналистка Зоя Светова. По ее словам, «президент очень дорожит своей Олимпиадой, и отказ ряда глав государств присутствовать на мероприятии очень его задевает».
«Очень важно понимать, что он сделал это не под давлением, — обращает внимание Маша Липман из Московского центра Карнеги. — Он осуществил выдающуюся демонстрацию силы: у него есть право карать и миловать по своему усмотрению, когда ему захочется, невзирая на юстицию и верховенство права».
По мнению Липман, это сигнал как для зарубежного сообщества, так и для самой России. «Внутри страны ситуация деградирует, наблюдается ужесточение политической риторики, которая делается все более консервативной, если не сказать мракобесной. Власти закручивают гайки и штампуют запретительные законы, ограничивающие свободы и гражданские права, а Путин в очередной раз показывает, что он — абсолютная власть и то, что должно совершаться по закону, зависит исключительно от его доброй воли».
Если уязвимость вселяет в человека паранойю, то ощущение своей силы может, наоборот, ее ослабить, замечает корреспондент Time Саймон Шустер, комментируя обещание Путина освободить «своего самого давнего врага Михаила Ходорковского».
Если Путин сдержит обещание, то тем самым продемонстрирует, что не видит никаких угроз своей власти — «даже со стороны человека, чей нравственный и политический престиж способен сплотить неоднородные силы российской оппозиции», подчеркивает автор.
В этом году Путин победил в дипломатической дуэли с Западом из-за Сирии, отговорил Украину от соглашения с ЕС и купил лояльность ее руководства, идея Евразийского союза превратилась из несбыточной грезы в реальность, говорится в статье.
Теперь, накануне Олимпиады в Сочи, Путин старается не допустить, чтобы западные бойкоты испортили атмосферу Игр, считает Шустер. Потому-то принято решение об амнистии, которая распространяется и на активистов протестного движения.
Все эти люди, включая участниц Pussy Riot, были отданы под суд в период, когда Путин чувствовал себя в осаде. Ходорковского тоже посадили во времена слабости Путина. Теперь же он не видит угроз своей власти и может позволить себе проявление милосердия, заключает автор.
«Это был классический путинский маневр», — считает корреспондент The Financial Times Нил Бакли. После того как он в течение четырех часов и пяти минут отвечал на вопросы журналистов на ежегодной пресс-конференции (в том числе на вопрос о Михаиле Ходорковском), российский президент решил «вбросить» главную новость в виде неофициального комментария группе журналистов: самый знаменитый политический узник России будет помилован после 10 лет заключения.
«Это помилование может быть связано с попыткой России улучшить свой имидж на фоне опасений, что бойкоты могут омрачить запланированную феерию Олимпийских игр в Сочи в феврале», — пишет автор, напоминая о решении четы Обама, вице-президента США Джо Байдена, президентов Германии и Франции Иоахима Гаука и Франсуа Олланда не ехать на Олимпиаду.
«Но не исключено, что освобождение Ходорковского также отражает растущую уверенность Кремля в том, что он больше не представляет собой прежнюю угрозу — или что появились новые, более серьезные угрозы, такие как лидер оппозиции Алексей Навальный», — говорится в статье.
«В эксклюзивном интервью, которое Ходорковский дал мне в октябре, — добавляет Бакли, — он сказал, что собирается принимать участие в гражданской деятельности, избегая собственно политической активности. Будет это происходить в России или за ее пределами, прояснится в ближайшие недели».
Помилование самого известного российского политического заключенного Михаила Ходорковского за восемь месяцев до окончания его срока заключения — это жест царя, который, осознав всю полноту своей власти, сменил гнев на милость, пишет Клеменс Вергин в Die Welt. Освобождая Ходорковского, а также амнистируя участниц панк-группы Pussy Riot и 30 активистов Greenpeace, Путин хочет «отполировать» имидж России в глазах заграницы: после того как в Сочи отказались приехать президенты США, Германии и Франции, Путин испугался расширения олимпийского бойкота.
Однако «похвальный жест Путина свидетельствует также о продолжении произвола российской власти»: «Политзаключенных отпускают только потому, что так хочет царь, а не потому, что правосудие исправляет свои ошибки».
Поэтому все это — не начало новой оттепели, а свидетельство того, что «Путин опять крепко сидит в седле». У Путина есть причина быть в хорошем настроении, говорится в статье: он добился целого ряда внешнеполитических побед, выстояв против Запада в сирийском вопросе и вернув позиции России на Ближнем Востоке, а также высвободив Украину из объятий ЕС и включив ее в состав постсоветской империи. «Система Путина сейчас крепка как никогда — в этом и заключается плохая новость, которая просматривается за гуманным помилованием Ходорковского».
Многие считают, что Путин в свое время организовал дело против олигарха, чтобы облегчить себе жизнь как политику, пишет корреспондент The Los Angeles Times Пол Уайтфилд. «Однако он решил забыть старые обиды. Правда, чтобы вы вдруг не решили, что Влад Устрашитель размяк, нужно напомнить, что Ходорковский и так должен был выйти в следующем году», — говорится в публикации.
Также Путин амнистировал участниц панк-группы Pussy Riot (срок их заключения истекал в марте будущего года) и совсем уж «мелкую рыбешку» — 30 активистов Greenpeace.
«После этого Путин, видимо, отдыхал. Или спортом занимался. Или пересчитывал тех, кого не помиловал», — иронизирует автор.
Источник: inopressa.ru
20.12.13.