Я получила новогоднюю открытку из далекого Соликамска.
«От всей души поздравляю Вас с новым 2014 годом! Да наполнит его Всевышний для Вас своей любовью, милостью и безграничной благодатью! Всеобъемлющего счастья!»
Это написал Юсуф Крымшамхалов, который отбывает пожизненный срок по обвинению в преступлении, которого не совершал. Его имени нет в списках политзаключенных. Не заступаются за него представители международных правозащитных организаций. И так и не смог достучаться до общественности его адвокат, доказывая, что без вины сидит в тюрьме его подзащитный.
Суд над Крымшамхаловым и его подельником Деккушевым состоялся 10 лет назад. Потерпевших на нем должен был защищать Михаил Трепашкин, бывший чекист и адвокат, пытавшийся нащупать ниточку к настоящим виновникам взрывов домов в Москве осенью 1999 года. Что произошло с Трепашкиным, мы знаем: за несколько дней до начала процесса ему откровенно подбросили пистолет и отправили на четыре года в колонию якобы за незаконное хранение оружия. Трепашкин отбыл срок от звонка до звонка. Суд над Деккушевым и Крымшамхаловым прошел в закрытом режиме, подсудимых обвинили в косвенной причастности к взрыву в Волгодонске, о взрывах в Москве речь и не шла.
Утверждение Крымшамхалова о том, что он представления не имел ни о взрывчатке, ни о том, что готовится взрыв жилого дома, ничем опровергнуто не было. Правды о взрывах жилых домов в Москве, как и о прочих взрывах, мы до сих пор не знаем. Зато знаем, как умеет использовать эти ситуации власть для укрепления своих полномочий. Знаем и то, что следствием нераскрытых терактов являются новые теракты, новая кровь и новые жертвы, а за ними и новые неправосудные приговоры косвенно виновным либо вовсе ни в чем не виновным людям.
Все мы помним, как были расстреляны спящие боевики в театральном центре на Дубровке, а срок за «Норд-Ост» пришлось отбывать вообще ни в чем не повинному Заурбеку Талхигову. Почему спецслужбам невыгодно было расследовать захват «Норд-Оста», почему не взяли живыми тех, кто мог дать следствию показания?
Ответов нет…
Я понимаю, что законопослушным гражданам очень не хочется думать, что к терактам причастны спецслужбы. Очень уж дискомфортно жить с мыслью об этом. Но как быть с мешками «сахара» в Рязани?..
И вот – новые взрывы и новые кровавые жертвы. Теперь в Волгограде. К взрывам в Дагестане и Ингушетии мы уже привыкли, уже не воспринимаем их как новость.
Но допустимо ли к подобному привыкать?
Допустимо ли забывать взрывы домов в Москве и войну в Чечне?
Время войны, крови и репрессий с осени 1999 года по сей день длится у нас. И будет длиться, пока не будет раскрыта вся правда о тех взрывах и о войне, пока не окажутся на скамье подсудимых реально виновные.
Люди, пострадавшие в «Норд-Осте», сочувствовали Зарбеку Талхигову. И он искренне сочувствовал им. Человек, без вины осужденный за теракт, – тоже жертва теракта.
И Юсуф Крымшамхалов – жертва тех взрывов домов, что положили начало нынешней нашей политической эпохе.
Пересмотра дел таких узников нужно добиваться. А самих заключенных – поддерживать.
Даже закоренелых преступников принято было посещать в канун Рождества. А Юсуф Крымшамхалов – не преступник, не уголовник. Он виновен лишь в том, что на кого-то нужно было списать страшные нерасследованные преступления. Несмотря на все пережитое им в условиях печально известного «Белого лебедя», он не замкнулся и не озлобился, сохраняет отзывчивость и доброе восприятие мира, много читает и думает.
И его можно и нужно поддержать добрым словом, новогодним поздравлением.
Его адрес: 618545, Пермский край, г.Соликамск, ФКУ ОИК-2, ИК-2, Крымшамхалову Юсуфу Ибрагимовичу.
Источник: grani.ru