Начало
Мама не помнит саму высылку т.к. ей было всего 3-4 года. Однако знает многое из рассказов старших. Кроме этого я записал кое-что со слов моей бабушки Залихат Габертиевны Аушевой, которая тогда была достаточно взрослой женщиной(она же хорошо помнила Мандре Нальгиева и к ней сватался в свое время Висангирей Джабагиев)
По словам бабушки всех выводили из дома и на грузовиках (или пешим ходом) отправляли на ж/д станции для погрузки в товарные вагоны.
Уже тогда шли разные слухи о том, что всех везут:
а) На Каспий, чтобы утопить
б) На Дальний Восток, чтобы утопить в океане
в) В «Синюю Сибирь», чтобы все умерли от холода
Ссыльные уже в вагонах столкнулись с невозможностью просто справить нужду. От этого погибли десятки парней и девушек, которые из-за чувства стыда не могли опорожниться на глазах у старших. Тогда мудрые старейшины нашли выход. На полах в вагонах пробивали дыры, а мужчины и женщины расходились по своим углам и во время процесса громко разговаривали, чтобы никто ничего не слышал. К этой теме я еще вернусь…
Затем люди начали уже во время поездки массово гибнуть от холода и недоедания. Тиф, туберкулез, чесотка, вши все это стало верным спутником депортированных. А сама поездка длилась целых восемнадцать дней! На каждой остановке люди пытались подбодрить друг друга и многие думали, что это все какие-то «учения» или чья-то злая шутка. Однако это было не так.
Жилища
Первый и главный вопрос, который возник у всех уже на месте в Казахстане, это вопрос жилья. Ингуши прирожденные строители. Вся жизнь (вернее смысл жизни) любого нормального ингуша, -это стройка. Поэтому любая семья в нынешней (и тогдашней) Ингушетии всегда строилась. Но как строится в степи? В горах много камня, есть древесина, есть стройматериалы (известь, песок, глина). Но и тут наши находили выход
Вначале, мужчины делали «лаьтта яхкха ларамаш» (подвалы), где семьи прятались от холода и сверху делали крыши. Детей укладывали в люльки сбитые из досок, с уложенной в них соломой. Однако так долго продолжатся не могло. Еще раз хочу сказать, что у ингушей ментальный запрет на жизнь в землянках или маленьких «времянках». Такие дома обычно с насмешкой называют «бунгаш» (букв. «избушки») и с людьми которые мирятся с такими условиями попросту прекращали общаться. Жилище должно быть просторным! Вот основной принцип, который ингуши соблюдали даже в таких сложных ситуациях.
Сестра мамы, Зайнап, рассказывает, что на выбранных площадках мужчины топором и лопатой вырубали куски земли (бейнаш). Затем их укладывали без фундамента. Стены делали высотой 2-2,5 метра , а в них делали небольшие окошки с самодельными рамами, в которые вставлялись стёкла (двойные) и между ними укладывалась боамби (вата) в качестве утеплителя. Такие домики называли «БейгI даь цIийнош» или «Бей-цIа» (букв. «кусочкоземледом»). С близлежащих лесов или лесополос добывали жерди, которые укладывали сверху на крышу. Сверху в качестве покрытия для крыши применяли эрз (камыш), который собирали на озерах и прудах коих было немало. Женщины вспоминают, как тяжело было мазать такие дома и снаружи и изнутри.
В доме выполняли входную дверь, которую сбивали либо из досок, либо из жердей которые для герметичности обвязывали камышом. Как правило, делались перегородки, и получалось несколько комнат.
Отапливались дома из русских печей, которые выложены были из самана. В качестве освещения применяли керосиновые лампы. Мебель готовили также сами из досок и другого подручного материала в т.ч. применяли чурки от деревьев в качестве стульев и столов.
Полы в комнатах делали при помощи раствора из глины и кхохьург или докъадаь кхо(кизяка). Добавляя к этому раствору песок и воду получали т.н. дил («бульон» или жидкий раствор) и им белили полы для красоты. Как правило, в таких домиках было очень тепло.
У ингушей существует негласное правило никогда не делать туалет, курятник или хлев для домашних животных в доме. Даже название места для справления нужды у ингушей звучит в 3-4 версиях (нушк, тIехьашкар моттиг, хьаштагI), что в двух вариантах переводится как «то место что сзади от дома». Когда выпадало много снега или начинался буран многие погибали именно после того как выходили по дрова или по нужде. Тогда старшие придумали веревки. Их натягивали от дома до дровяного склада и туалета.
Обувь и одежда
Обувь которая была привезена с Кавказа быстро износилась. Купить или достать новую не было возможности. Поэтому ингуши делали обувь сами. Например самый простой вариант был т.н. чуне маьчи и чунеж.
Их изготавливали следующим образом. Сначала снимали шкуру с ноги коровы) и сушили её. Затем туда ставили ногу и вокруг неё пробивали дырки, которые связывали тIарг (шнуром) или аьсерг (проволокой). Вместо стельки туда укладывали солому и носили 2-3 зимы (пока не изнашивались). Или просто обматывали кусок шкуры вокруг ноги и спереди связывали шнурком.
Потом появилась шерсть и её также стали использовать в качестве подкладки, а также вязали шерстяные носки.
Из устхан кхаькхий (бараньих шкур) делали костюмы, штаны и головные уборы. Хотя в первое время дети вынуждены были сидеть целый день дома под одеялом не имея одежды. Мужчины вначале просто носили мешки в которых делались вырезы для рук и также для ног. Вещи стирали, мыли руки и тело при помощи йокх (золы) и гIум (песка).
Про школу
По словам мамы кроме переселенцев там жили русские, поляки, немцы, евреи, корейцы и многие другие народы.
«Мы ходили в школу и я отлично училась (даже многие завидовали мне) Нас учила Катфицкая Франя Тимофеевна, а другую учительницу (имя ее мама не помнит) съели волки. Она сжигала скирды сена и соломы и исписала несколько тетрадей в качестве дневника. Увы, утром нашли только ее две ноги в валенках», -говорит мама.
Про остальное
По словам мамы через несколько лет таких морозов и буранов, которые были вначале когда в Казахстан попали выселенные не было и она видит в этом Дала къахетам (милость Всевышнего)и по её мнению эта милость была именно для спецпереселенцев. Долгое время жили на отрубях, а в хозяйстве(как уже было сказано выше) широко использовался къохьург (кизяк), который применяли для обогрева. Сушили и заготавливали это «топливо» заранее.
Затем стали держать коней, овец, коров и остальную живность. Заготавливали сено, солому, корма, дрова и хворост на долгую зиму.
Когда в 1953 году умер Сталин начала плакать учительница и все дети в классе тоже плакали, не понимая сколько горя пришлось перенести из-за этого страшного человека.
«Было много мезий (вшей), къомдалар (чесотка) и людям приходилось долго бороться с этими болезнями, а затем был «дIайха лазар» (тиф) и от него вымирали целые семьи. Например, рядом с семьей мамы была семья Б-х у них погибло 9 детей и двое родителей. Из всех в живых остался только один сын, который умер по приезду от онкологии.
«У нас от голода опухали головы и мы бежали на поля зимой, где искали колоски от скошенного хлеба и картошку. Пройдя с километр, мы находили одну картофелину или колосок. Сколько было радости после этого!
Мы работали затем в колхозе, а отец наш, несмотря на то, что нас было 12 детей работал и кормил нас», -рассказывает Паьтимат.
Спецпереселенцам нельзя было покидать место куда их определили. В случае отъезда без разрешения можно было схлопотать до 10 лет каторжных работ.
Несмотря на то, что было очень тяжело люди были намного лучше и добрей чем сейчас. Каждую неделю устраивали ловзар (вечер с национальными танцами) на который собиралась ингушская молодежь и старики. С каждой девушкой обязательно приходил или родной или двоюродный брат (так положено было по этикету) Это был настоящий сакъердам (отдых)»
Мама говорит, что каждый вечер после работы накрывали по мере возможности столы, приглашали гостей, а также всей семьей пели песни на родном языке, обязательно играли на гармони (девушка, которая была слабой хозяйкой не умевшая петь и играть на гармони считалась ограниченной)
Пели русские песни. Особенно были популярны «Калинка» и «Выходила на берег Катюша»
Курьезные ситуации
Однажды к нам в дом пришли сваты. Они хотели засватать нашу сестру Хадижат, а в доме кроме отрубей и небольшого количества картофеля ничего не было.
Гость-лицо священное и отец мамы попросил их прийти в другой раз. Они должны были прийти через несколько дней и тем не менее опять нечего было поставить на стол.
Тогда молодые парни пошли и своровали у недалеко живущих соседей пару кур.
Когда они варились пришел хозяин и указав на птицу, которая варилась в котле сказал: «Это мой петух там с курицей варится». Об этом узнал наш отец и позвал молодых людей.
При всех очень громко отчитал их, а затем пошел и извинился перед соседом, который был немцем и звали его Бульц , а также пообещал возместить весь ущерб в двойном размере. Он заставил работать наших братьев несколько дней подряд и выплатил в двойном размере нанесенный ущерб.
Когда люди спрашивали зачем он это делает, отец отвечал : «Кераст саг кIантийр варгвац сон тахка Дала кхел ергъя » (Христианин не простит мне, а Всевышний накажет за это»)
Возвращение
В первый раз к нам зашла женщина, которая сказала, что она из Москвы. Она спрашивала о высылке и клеймила Сталина, называя его «врагом народа» и призывала выбрасывать портреты вождя. Его заместителя Берию также называла «проклятым убийцей».
Она все время спрашивала: «хотите ли вы домой?». Женщины, увидев и улышав её, плакали и не могли успокоиться, и это поистине были слезы радости и счастья.
Начали выдавать удостоверения и пропуски , а было это в 1957 году. Их ещё называли разрешениями. После этого люди массово возвращаться на Родину, на Кавказ.
Источник: sunja-edu.livejournal.com
08.01.14.