Меньше чем за месяц до начала Олимпийских игр в Сочи в чиновничьих кабинетах все больше опасаются, что Олимпиада завершится грандиозным скандалом. На словах и на бумаге вроде бы все готово – объекты сданы, повышенные меры безопасности введены, да и о бойкоте Игр речь давно не идет. Однако поговорив с рядом чиновников и послушав рассказы тех, кто недавно вернулся из Сочи, я пришел к выводу, что меньше всего предстоящие соревнования будут похожи на спортивный праздник.
«Это будет настоящая спецоперация, слишком высока угроза терактов после взрывов в Волгограде, и все силы брошены на то, чтобы ни одна мышь не проскочила. А чем жестче меры, тем больше вероятность, что это кому-то не понравится», — говорит коллега, по долгу службы имеющий отношение к обеспечению безопасности соревнований. Знакомые, успевшие побывать в Сочи до 7 января, когда там начал действовать особый режим регистрации, рассказали, что город уже находится на военном положении — стальные решетки и ограждения встречают гостей сразу на железнодорожном вокзале.
Впрочем, в такой ситуации именно сочинцы должны чувствовать себя в относительной безопасности на время Игр, чего, однако, не скажешь о жителях других регионов. Даже у нас в курилках взрывы в Волгограде остались одной из главных тем после новогодних каникул. А тут еще добавились и непонятные убийства водителей в Ставропольском крае и вызвавшие раздражение многих новые меры безопасности на авиатранспорте, сделавшие почти невозможным полет на самолете без сдачи в багаж своих личных вещей.
Приятель по департаменту предположил, что атмосфера страха и напряженности будет теперь сопровождать нас все время вплоть до окончания Олимпиады. «Это уже какой-то психоз, скорей бы все закончилось, хочется вернуться к нормальной жизни», — говорит он.
Не меньшее напряжение царит и среди лиц, ответственных за проведение Игр. Причина проста – качество возведенных объектов. Как сказал мне побывавший в Сочи функционер одной спортивной федерации, «если ничто нигде не отвалится и не упадет — слава Богу». «То, сколько было вложено в строительство, и то, что получено на выходе, это небо и земля. Разворовано до одной трети», — продолжает он. Такие же оценки, кстати, дают и представители МОК.
В этой ситуации невольно встает вопрос – если организация Игр столкнулась с такими трудностями, а большого праздника из них, скорее всего, не выйдет, зачем все это было нужно? Все больше моих друзей говорят, что Олимпиада – это, прежде всего, личный проект Путина, призванный показать всему миру возрождение России. Однако масштаб проблем, с которыми власти приходится иметь дело по мере приближения Игр, говорит о том, что репутационные издержки могут оказаться гораздо выше, чем приобретения. Чего только стоит истерика вокруг положения в России людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, ставшая едва ли не главной предолимпийской темой.
Коллега со Старой площади говорит, что с подачи мировых СМИ за сочинскими Играми наверняка закрепится клише «Олимпиада за колючей проволокой». Не самое хорошее сравнение, но именно такой имидж рискует сложиться у Сочи, учитывая происходящее сейчас вокруг них. За этим скандальным фоном как-то совсем уходит на второй план спортивная составляющая Олимпиады. Остается надеяться, что хоть она как-то скрасит ту неприглядную картину, которая сейчас складывается на наших глазах вокруг Игр.
Источник: www.bbc.co.uk
11.01.14.