«Свержение тунисского президента три года назад стало сигналом для всего арабского мира. Тогда, весной 2011 года, во всем регионе один за другим, словно костяшки домино, «падали» местные правители: сначала президент Египта Хосни Мубарак, потом глава Ливии Муаммар Каддафи, президент Йемена Али Салех, власть под ногами зашаталась даже у президента Сирии Башара Асада. Ни у кого тогда не было сомнений, что его правлению приходит конец», — напоминает Frankfurter Rundschau.
Сейчас же, пишет автор статьи Юлия Герлах, многие в арабских странах, вспоминая 2011 год, лишь «отрицательно качают головой, упрекая себя в том, что были слишком наивны, когда верили в демократию и справедливость».
«Теперь люди сомневаются, что выборы и власть большинства могут в переломных ситуациях принести перемены». И лучше всего, рассказывает журналист, это видно на примере Египта, где после свержения Мубарака исламистские партии на парламентских выборах в ноябре 2011 года совокупно получили более 70% мест, а в 2012-м на досрочных президентских выборах кандидат от старого режима Ахмед Шафик лишь чуть-чуть уступил лидеру «Братьев-мусульман» Мохаммеду Мурси. Многие египтяне, подчеркивает Герлах, «почувствовали себя обманутыми, ведь они делали революцию вовсе не для того, чтобы возвращаться к авторитарному режиму». Через год народ поднялся вновь, Мурси отстранили от власти, но все началось сначала, только теперь к власти пришли военные.
Все это, а также поддержка исламистов зарубежными державами, в том числе Саудовской Аравией и Катаром, привели к тому, что люди «потеряли веру в демократию», отмечает издание. «Большинство населения смирилось с возвращением военных, либо полагая, что они действительно смогут вытащить страну из кризиса, либо не видя лучших альтернатив».
Примерно такая же ситуация, продолжает журналист, наблюдается в Ливии и Йемене, только там, помимо разочарования в переменах, к эмоциям людей добавляется еще и страх перед новой волной насилия. Несколько лучше ситуация в Тунисе, но и там немало людей сомневаются в том, что нынешние политики желают и способны развивать демократические институты. В Сирии события развиваются примерно по такому же сценарию. Если в конечном итоге верх одержит старый режим, Сирии хотя бы удастся избежать правления исламистов. Сейчас, поясняет автор, ввиду усиления радикально настроенных исламистских группировок вроде «Исламского государства Ирака и Шама» многим даже Башар Асад кажется меньшим злом.
Учитывая все это, подытоживает Герлах, в третью годовщину «арабской весны» можно совершенно точно признать, что она потерпела крах. Надежда на демократию, равенство и конец бедности в арабском мире «погребена» до лучших времен, и оправданный гнев по этому поводу с большой вероятностью приведет к новому насилию.