Через 9 лет после так называемой «оранжевой революции» против фальсификаций на выборах противники украинского президента Виктора Януковича надеются на повторение того же сценария. Однако на этот раз главный вопрос: с кем Киев заключит экономический союз, с Европой или с Россией — не касается Америки, поэтому администрации Обамы не следует вмешиваться в происходящее, пишет старший научный сотрудник Института Катона, в прошлом специальный помощник президента Рональда Рейгана Дуг Бэндоу в статье для Forbes.
Большинство украинцев поддерживают углубление экономических связей с Западом, но выступают против конфронтации с Россией и присоединения к НАТО. Действующий президент Янукович придерживался этого курса и вел переговоры об ассоциации с ЕС.
С учетом многочисленных несовершенств Киева и последствий небрежного присоединения Болгарии и Румынии о полноправном членстве страны в ЕС речи не шло. Однако даже за половинчатый союз Брюссель потребовал болезненных экономических реформ и политических уступок. В то же время Владимир Путин требовал от Киева бросить Евросоюз и примкнуть к возглавляемому Москвой Таможенному союзу (ТС). В ноябре 2013 года правительство Януковича отказалось от ассоциации с ЕС и заключило договор с Россией, не вступив в ТС.
В Брюсселе и Вашингтоне были шокированы действиями России. Газета The Washington Post назвала их «игрой с нулевой суммой». Всегда готовый к бою сенатор Джон Маккейн заявил, что «вмешательство России в дела Украины неприемлемо для США», а Пола Добрянски, экс-заместитель госсекретаря США, потребовала «широкого спектра мер, в том числе санкций ВТО, исключения России из числа стран G8 и даже бойкота зимней Олимпиады 2014 года политическими лидерами, если Москва не прекратит силовую тактику по отношению к Киеву».
«От лицемерия Запада захватывает дух», — признается Бэндоу.
«И часа, не то что дня, не проходит без того, чтобы Вашингтон не попытался подкупить или запугать правительство другой страны, — говорится в статье. — Госсекретарь США непрерывно колесит по миру, рассказывая другим народам, как себя вести. После окончания холодной войны Америка была воинствующим государством, регулярно применяя военную силу для достижения своих целей».
«И после этого Россию обвиняют в тяжеловесности?» — удивляется автор.
Какое вообще дело Брюсселю или Вашингтону до происходящего на Украине? «Сейчас не 2004 год, когда речь шла о честности выборов. Это простое недовольство решением, которое входит в компетенцию правительства. Однако же западные чиновники и обозреватели ведут себя так, словно повстречали реинкарнацию Иосифа Сталина».
«Вашингтону, по всей видимости, сложно представить хоть одну проблему, которая не требовала бы американского вмешательства, но статус Украины относится к разряду именно таких вопросов», — полагает Бэндоу.
«С точки зрения безопасности действия России на Украине не угрожают США, — констатирует автор. — Про действия Америки такого, однако, не скажешь. Экспансия НАТО до южных границ России не может не рассматриваться ею как опасное явление: представьте, что на глазах американцев Организация Варшавского договора расширилась до Мексики. Сегодняшняя политика Вашингтона напоминает легендарную «доктрину Брежнева»: все мое — мое, а ваше — давайте обсудим. Америка стремится господствовать не только в Западном полушарии, в Европе и Центральной Азии, но и на всем протяжении границ России. Вашингтон хочет заграбастать все геополитические фишки».
«Украина важна для украинцев. Она также интересует Россию, но в меньшей степени Европу и в куда меньшей — США. Запад скорее добьется влияния, увеличивая свою привлекательность, а не рассматривая сложившуюся ситуацию как новую холодную войну. Несмотря на российские деньги, вероятность победы Януковича на выборах невелика, и в конечном итоге Украина, скорее всего, примкнет к Западу. Если же нет, то так тому и быть. Эта страна никогда не принадлежала ни ЕС, ни Вашингтону, чтобы они расстраивались о ее потере», — заключает Бэндоу.