Многим украинцам поведение президента Виктора Януковича кажется странным. Сначала он вызвал к жизни массовое протестное движение, отвернувшись от соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной. Затем показалось, что он сможет удержаться, когда он получил от российского президента Владимира Путина крупную субсидию. Однако теперь г-н Янукович помог протесту снова оживиться и усилиться, проведя через парламент ряд законов против оппозиционных митингов. В результате в воскресенье в центре Киева на улицы вышли десятки тысяч демонстрантов. Начались столкновения с полицией, в ходе которых пострадали сотни человек.
Возможно, г-н Янукович совсем не чувствует украинскую политику, несмотря на то, что уже больше десяти лет он возглавляет одну из главных партий в стране. Или, возможно, он действует не по своему сценарию, а по сценарию г-на Путина. Новые репрессивные ограничения, запрещающие носить шлемы или ставить палатки в общественных местах, напоминают стратегию, которую российский правитель использовал, чтобы бороться с массовыми демонстрациями против своего режима в 2011 и 2012 годах. Г-н Янукович даже скопировал российский закон о некоммерческих организациях, получающих иностранное финансирование — продукт параноидальной убежденности г-на Путина в том, что демократические движения в его стране и во всем мире создаются западными правительствами.
Читайте также: Янукович играет с огнем
Г-н Янукович не впервые позволяет г-ну Путину стать своим кукловодом. В 2004 году он участвовал в президентских выборах, итоги которых российские спецслужбы пытались подтасовать так же, как они фальсифицируют выборы в России. Результатом этого стала Оранжевая революция – массовые волнения, которые сделали эти мошеннические усилия бесполезными и лишили г-на Януковича политических перспектив до тех пор, пока он не согласился играть по демократическим правилам. Возымеют ли нынешние протесты такие же результаты — по-прежнему под вопросом, в частности потому, что некоторые воинствующие сторонники оппозиции при поддержке финансируемых властями провокаторов начали нападать на полицию и жечь машины, запятнав репутацию протестного движения, бывшего до сих пор мирным.
Западные правительства не могут контролировать происходящее на Украине, что бы об этом ни думал г-н Путин. Однако они могут приложить больше усилий, чтобы помешать стране, двигавшейся в сторону интеграции с демократическим Западом, стать автократической колонией Кремля подобно соседней Белоруссии. Деморализованные лидеры Европейского Союза, судя по всему, бросили Украину на произвол судьбы как раз в тот момент, когда им следовало бы выступить против начатых г-ном Януковичем репрессий. Они могли бы объявить, что введут против президента и его окружения санкции в случае, если он начнет применять насилие к участникам протестов, и направить специального представителя, который заставил бы стороны всерьез отнестись к переговорам, пока ведущимся беспорядочно.
Администрация Обамы действует немного активнее. Она призывает г-на Януковича отменить новые законы и намекает на возможность санкций. Однако Вашингтону также следовало бы признать роль г-на Путина, навязывающего свою автократическую модель стране, которая пытается стать полноценной демократией, — и призвать его к ответу за это.