Евгений Ихлов: Традиция византийская и европейская вступили в схватку на улицах украинских городов
Говоря об украинских событиях, хочется быть сдержанным, лаконичным и оригинальным. Что нелегко, но попробую. Светлой памяти философ и историософ Григорий Померанц, описывая в понятных терминах неугасаемую любовь к имперскому, говорил о похоти великодержавия.
Сейчас многие деятели в России явно испытывают к Украине полубессильное старческое вожделение. Бродит такой вонючий от старческого недержания мочи педофил вокруг школ и спортплощадок и исходит слюной, исподволь таращась на девчачьи коленки (это я обошел закон о нетрадиционной пропаганде), и вдруг — о, счастье! — обнаруживает голодную бродяжку, которую можно заполучить за банку рыбных консервов и глоток портвейна, и тут же всячески воодушевляется…
Вот так украинская драма внезапно вдохнула совсем уже было угасшие за последние годы надежды на имперский реванш России.
Самый поверхностный анализ взглядов ненавистников Евромайдана показывает — это очень странный альянс из путинистов и сталинистов. Хотя совсем недавно сталинисты нещадно нападали на путинистов за их «прозападный» и «пролиберальный» курс.
Образцовый путинист — это хорошо известный в истории типаж «добродетельного раба«. А образцовый сталинист — это раб восторженный, жертвенный… Революционный вызов рабству как базовому принципу социальной жизни заставил забыть левых и правых «византийцев» про тактические расхождения в «числительных» и объединиться вокруг общего имперско-деспотического «знаменателя».
Отмечу на полях: очень забавно было наблюдать, как представители умеренно-буржуазных «регионалов», стилистически очень похожие на прочно забытую партию Черномырдина-Рыжкова «Наш дом Россия», лишь только Евромайдан стал перерастать в Еврореволюцию, мгновенно усвоили антиамериканский лексикон, достойный самых отпетых фашизоидов из российского истеблишмента.
С другой стороны, российские промайдановцы — это и демократы-западники (либералы и социалисты), и «национал-демократы», словом, та коалиция, которая возникла этим летом в поддержку Навального.
Таким образом, российское политическое размежевание по линии Путин — Навальный продолжилось, очень странно отразившись и продолжившись в Украине. Там также вокруг Януковича сплотились антизападные (т.е. считающие Запад по главе с США организаторами враждебного заговора) и проавторитарные силы.
А с другой стороны — демократы (либералы и популисты) и проевропейские националисты.
Видимо, этот раскол, пронизывающий весь российско-украинский политический континуум, носит глубоко сущностный характер. Выдвину гипотезу — это раскол между европейской и византийской компонентами в культурах обеих стран.
Я неоднократно писал: то, что принято считать «азиатской» или «евразийской» составляющей Русской цивилизации, — это на самом деле остатки ее «византийской» матрицы.
Отличительные черты такого «византизма»:
— восприятие главы государства как некоего полубога, и от этого склонность к «самодержавным», деспотическим моделям общества;
— антизападничество, проявляющееся, прежде всего, в отторжении западного индивидуализма;
— имперскость — культ всемогущественного универсального государства для которого люди — всего лишь строительный материал, и, вследствие этого, оправдание большевистского и сталинского террора как необходимых и исторически оправданных.
И вот сегодня две традиции Русской цивилизации, которая охватывает большую часть территории Российской Федерации и значительную часть восточной и южной Украины: традиция европейская, включающая стремление к созданию национального и демократического государства, и традиция византийская — вступили в схватку на улицах и площадях украинских городов.
Те, кто сегодня в России причитают, что Майдан должен отступить, точно так же полтора года назад долдонили, что должны отступить «белоленточники», что нужен «конструктив»…
Ну, а те, кто просто исходит ненавистью к четвертой (с 1918, 1990 и 2004 годов) Украинской национальной демократической революции — они поддерживают Януковича не как сторонника сближения с Россией (цену ему и восточноукраинским олигархам они знают отлично). Они понимают, что Украину никогда не удастся сделать вассалом России. Это не прошло даже с Беларусью, впятеро меньшей по населению и, в отличие от Украины, почти не имеющей традиции антироссийского сопротивления. Хотя Беларусь уже 20 лет находится на обильном содержании у России.
Симпатизанты Януковичу хорошо понимают, что режим «регионалов» обречен. Уж очень напоминают нынешние киевские баррикадные бои французские революционные события июля 1830-го, февраля 1848-го и мая 1968 годов. Парижу, между прочим, все три раза значительно больше доставалось.
Нет, вся ставка российских антимайданников на то, что Янукович разожжет гражданскую войну, отступит в восточные регионы и присоединит их к России. Это все совершенно бредовые идеи, но они безумно возбуждают отечественных имперцев.
Ибо русская имперская идея без господства над Украиной не существует. Пусть хоть и символического господства — ведь никто в современном мире не позволит России аннексировать и квадратного сантиметра украинской земли. Слишком велики будут внешнеполитические и внешнеэкономические издержки. Ведь даже Абхазию, Южную Осетию, даже Приднестровье Российской Федерации пришлось оставить «суверенными».
При этом никакого национального порыва воссоединиться с соотечественниками в Донецкой и Луганских областях в России нет и в помине. Прочно забыты много лет оплакиваемые Крым и Севастополь. Более того, популярность неоформленного движения «Хватит кормить Кавказ» указывает на четкий антиимперский вектор в массовом сознании «дорогих россиян». Осознанно взваливать на себя бремя прокорма Донецка и Луганска желания нет. Россия находится в очень интересной фазе, когда быстро угасает имперское стремление восстановить «Большую Россию», но еще нет значимого русского этнонационального требования воссоединения соплеменников в общих границах. Поэтому рациональных доводов в пользу раздела Украины для российского правящего слоя не существует — ни имперский реваншизм, ни национализм, подобный объединившему на наших глазах Германию, не станут мобилизующим фактором.
Жаждущие раскола соседней страны и уже мысленно, подобно стервятникам (или гиенам — подберите художественный образ сами), примеривающиеся растерзать умирающее украинское государство, также отлично понимают, чем обернется для России такая гражданская война. Миллионы беженцев, потоки оружия и боевиков, в обе стороны пересекающие символические границы. Дестабилизация Беларуси. И главное — «отвратительный» пример героического восстания для любого антипутинисткого движения. Не надо думать, что бои в Украине напугают примером революционного хаоса протестное движение и оно присмиреет. Те, кто боятся хаоса, уже были два года назад вполне напуганы радзиховскими всех мастей и до сих пор дрожат, вспоминая «лютые ужасы» послереволюционных 90-х. Но значительно большим будет число тех в России, в Беларуси, Польше, Грузии, Литве, для кого сражающаяся Украина станет тем, чем была 76 лет назад республиканская Испания для антифашистов всего мира.
Все это я привел как доказательство того, почему кровавый конфликт в Украине и ее развал максимально невыгоден российскому истеблишменту. Они убедились, что даже расчленение Грузии после минутного психологического удовлетворения принесло по большей части неприятности. Но рационализм — одно, а безумная имперская похоть, буквально сводящая с ума, лишь забрезжит перспектива расширить границы — совсем другое. И эта похоть может толкнуть правителей России на необратимые иррациональные поступки. А самое печальное — поддержать «регионалов» в их порыве совершить непоправимое.
Ах, да, совсем забыл: Слава Украине!
Источник: www.kasparov.ru
24.01.14.