В советское время Глеб Якунин был осужден за антисоветскую агитацию и пропаганду. Отбывал срок в Перми-37 (1979–1985 гг.), а затем два с половиной года провел в ссылке в Якутии. Участвовал в работе парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП (1991–1992 гг.). Комиссия опубликовала в том числе и архивные материалы КГБ о сотрудничестве отдельных иерархов РПЦ с КГБ. В 1993–1995 годах — депутат Госдумы.
РПЦ дважды предавала Якунина анафеме. Первый раз — в 1966 году за письмо, направленное патриарху Алексию I, в котором описывалось подавление органами государственной власти СССР прав и свобод верующих граждан страны (восстановлен в сане в 1987 году). Второй раз — в 1997 году «за самочинное ношение иерейского креста и священнических одежд» (после лишения сана в 1993 году по причине отказа подчиняться требованию о неучастии православных клириков в парламентских выборах), а также за «общение с самозваным патриархом Киевским Филаретом».
Сегодня Глеб Якунин — протопресвитер, секретарь Священного синода Апостольской православной церкви (АПЦ).
Нынешний патриарх Кирилл в молодости был личным секретарем митрополита Никодима (митрополит Ленинградский и Ладожский, 1963–1978 годы. — Е.М.). Потом Никодим сделал Кирилла ректором духовной академии. У Никодима тоже была эта страсть… А самые близкие к нему были: Ювеналий (митрополит Крутицкий и Коломенский), все зовут его «бабой Юлей» (он сейчас подал заявление, что он в отставку якобы уходит). Ну, и Кирилл…
Скрепы-то «голубые» оказались!
— Если мы вернемся к славному отцу Андрею (Кураеву), то он написал, что рядовое духовенство, монахи честные, не «голубые»… Ерунда. Это вертикаль сверху донизу. И когда пришел Кирилл, то он поставил на должности 70 новых архиереев. Кирилл, став патриархом, начал подбирать своих сторонников и брал из глухой провинции каких-то игуменов, архимандритов и делал архиереями. И большинство из них «голубые». Значит, он сам прекрасно понимал, что их можно держать в руках, что они послушные.
Патриарх Кирилл функцию КГБ взял как бы на себя. КГБ, ФСБ здесь ни при чем. Сам Кирилл повел такую политику.
Мы, демократы, религиозный авангард, мы против гомофобии. И мы говорим, что опасность не в том, что он гомосексуалист, а в том, что он говорит. Отец Андрей (Кураев), разоблачая гомосексуализм в церкви, говорит, что это превратилось в лобби, гомосексуальное лобби. Опасность в другом — что они превращаются в политическую силу. Никто и никогда не мог касаться этой темы, потому что это было табу.
— На сегодняшний день гомосексуализм — это самый большой грех в РПЦ?
— Радикальная общественность, начиная с режиссера Охлобыстина и кончая депутатом Милоновым, считает почему-то, что гомосексуализм — это грех, что это извращение природы (В. Милонов — член приходского совета православной церкви Святителя Петра Митрополита Московского, И. Охлобыстин — священник РПЦ, временно запрещенный в священнослужении. — Е.М.). Но если природа гомосексуализма такова, что человек не способен полюбить вообще человека противоположного пола, то его трудно за это осуждать. Он по своей природе как бы женщина, мужчина в юбке.
— Но они же принимают обет безбрачия?
— Вот! Дело даже не в том, гомосексуалист он или не гомосексуалист, дело в том, что они не выполняют самое важное для монаха правило: если уж ты пошел в монахи, то держись. Если нет, лучше расстригись и женись. Так ведь у многих из нас и было, не выдержали — уходили. Есть испытания, скажем, Великий пост… Можешь выдержать — держи, а если не выдержал, иди исповедоваться. Если не способен побороть себя (даже разница здесь небольшая — правильным сексом занимаешься или ты гомосексуалист), уходи. А если ты епископ, то тем более должен уйти. Иди на покой.
— Но сейчас очень выгодно быть в церкви, это весьма денежная работа.
— О да, еще какая! Вот церковь наша: обряды, красивое богослужение, святыни, иконы, почитание… А что реально в церкви? То, что сейчас говорит Навальный, — «жулики и воры», так то же самое и в церкви, но в еще худшей форме. Когда человек воцерковляется, он все это видит. Это ужасно, что церковь фактически в плену суперконсервативных и антидемократических сил. Кирилл считает, что он стал патриархом, значит, ему уже все можно?!
Кирилл молчит, не может сказать, что у него такое в церкви творится. Выступил его рупор Чаплин. Наш «Чарли Чаплин». Позорище какое! Тема гомосексуализма — табу. Так ты скажи все-таки, есть у вас «гомики» или нет «гомиков»?
Такое слабое выступление было у Чаплина, ничего не сказал. И этот монолог, угроза Кураеву, что его в конце концов отлучат от церкви, как меня и как Филарета…
— Да, Чаплин сказал, что «у Кураева есть два пути: первый путь — покаяться, а второй путь — приложиться к тем, кто точно так же в свое время, объясняя свои слова и действия благими разговорами, покинул церковь и стал ее разрушать вместе с ее исконными недругами. Мы помним имена этих людей — Денисенко, Якунин, Дзюба. Некоторые из них упоминаются в СМИ, некоторые почти полностью забыты. Когда-то о них говорили как о героях, а потом стали говорить с пренебрежением или перестали говорить вовсе. Очень не хотелось бы, чтобы этот перечень имен пополнился именем протодьякона Андрея Кураева».
— На самом деле они страшно боятся, если отец Андрей (Кураев) сам не уйдет из церкви. И меня гнали, запрещали, отлучали. Я ведь тоже не плюнул и не ушел. Я прекрасно понимал, что надо изнутри с ними воевать, и тогда можно гораздо легче пробить хоть какие-то реформы внутри церкви. Пусть он (Кураев) сидит и пытается изнутри побороться. Пусть они сами его выгоняют.
Вот они говорят — Филарет… А я ведь несколько лет был близким к Филарету человеком. Я не забуду, как Филарет, когда его обвинили, что у него семья, сказал (при мне он это говорил): «Что такое семья? Даже если бы у меня была жена и дети, так мне это почетно по сравнению с ними, уж такое я бы про них говорил, что было бы стыдно всему народу». Он не стал разоблачать их гомосексуальность.
Вы обратите внимание, Чаплин, выступая по поводу обвинений Кураева, сказал: «Все Богом попущено», то есть они (Кураев и другие) якобы против Бога выступают. Значит, если «гомики» залезли наверх, это что, чуть ли не Богом они посланы, поскольку Бог попустил, чтобы они там были. Раз, дескать, Бог их не прогнал, значит, они законное место занимают. Это очень позорная ситуация, неправильная.
— Хочу напомнить одно ваше высказывание о Кирилле, еще до того как он стал патриархом: «Кирилл в 2000 году был автором социальной концепции РПЦ, Московской патриархии, один из пунктов которой фактически шантажирует власть, предупреждает, что церковь имеет право призывать свою паству к гражданскому неповиновению. Тогда Путин не набрал силу, но уже тогда Кремлю не нравилось это положение социальной концепции. Где гарантия, что, став патриархом, Кирилл в какой-то момент не призовет к этому неповиновению? Этот человек способен на резкие движения, экстремистские, к тому же он хитрый, тонкий дипломат, способен обыграть Кремль».
— Может быть, так оно и было бы. Но финансово-экономический кризис — это еще полбеды, а вот духовный кризис… Поэтому Путин заговорил о «скрепах». Он хотел, чтобы какая-то высокая духовная жизнь была. А сейчас открывается, что скрепы-то «голубые» оказались! И это в условиях, когда весь этот безумный депутатский корпус столько времени занимается гомофобией! Милонов и Охлобыстин кричат, что они готовы бороться с геями… Так почему они со своими архиереями не борются?
Вуду-вуду
— Случился какой-то переворот в умах людей с того момента, когда в Россию стали привозить артефакты.
— Пояс Богородицы?
— Даже нет, огонечек сначала. Первое, что Владимир Якунин, главный железнодорожник наш сделал, — привез этот Благодатный огонь. Но давно, еще в XIX веке, было написано, что священнослужители сами тихонько этот огонь зажигают. Сейчас зажигалочкой зажигают. И современный патриарх признался, что это обряд. Ничем этот огонек не отличается от того, что мы зажжем здесь, в комнате. Наша церковь тяготеет к обрядам.
— В одном из интервью вы сказали: «Сложилась фактически некая языческая церковь православного обряда. Мощам и иконам люди с радостью поклоняются, но Евангелие никому не интересно, так же как не интересна ценность личности священника или епископа. Тем более мало кого волнует церковное устройство, пьянство, воровство в церкви».
— Это абсолютно так. Эта церковь, которая занимается обрядом, магизмом… И это беда. Произошло какое-то великое перерождение. Смотрите, что происходит. Этот Благодатный огонек привезли. Потом Пояс Богородицы… Владел этой темой Владимир Якунин. Видимо, ему дано было это все организовывать. Как только он прибыл в Питер в аэропорт «Пулково», то сразу же появился Путин и целая серия его чиновников во главе с губернатором Санкт-Петербурга. Путин там три раза, по-моему, поцеловал этот Пояс, все остальные поцеловали. Этот Пояс стал летать по всей России — от Москвы до Дальнего Востока. И потом вся эта процедура закончилась в храме Христа Спасителя. Это было, хочу обратить ваше внимание, накануне выборов. По-видимому, мероприятие было рассчитано, что к Поясу Богородицы будет огромная толпа, особенно женщин, которые будут этим Поясом исцеляться, и им это счастье принесет…
Сейчас — Дары волхвов, опять очередь. Они стали фетишизм внедрять. Это совершенно позорная история — фетишизм. Что такое дары? Дары магов? Они маги, они не христиане, это восточные маги. Стоящие в очереди к Дарам видели, что это золото, ладан и смирна? Чего они целуют?
Да еще как пропускали людей к этим Дарам?! Это же прямо кощунство какое-то, с секундомером, за 60 секунд надо 60 человек пропустить. Не дают возможности помолиться. А кому молиться? Вот этим дарам молиться — ладану и смирне? Это типичное язычество. Язычество и фетишизм, когда обожествляют неодушевленные предметы. Дары — это неодушевленный предмет. Или этим магам надо молиться? А если молиться надо Христу, так и молись, зачем вообще все это нужно? Нас специально приучают и возвращают на 500 лет назад, когда было то же самое и когда появился Мартин Лютер (христианский богослов XVI века, инициатор реформирования католического христианства в соответствии с Библией. — Е.М.). Нас загоняют в африканскую религию, в конце концов вуду-вуду нам хотят преподать.
Я думаю, этими делами нынешние иерархи РПЦ согрешили против церкви. Это понижение церковной жизни. Александр Мень написал замечательную книгу «Магизм и единобожие». Он боролся против язычества. А тут, наоборот, никаких рассуждений не надо, учение Христа не надо. А надо только подскочить, поцеловать и — следующий, следующий…
— А вы не хотели сходить поцеловать Дары?
— Я считаю, это грех большой. Для верующего человека это означает опуститься в язычество. Ты пойди к иконам, поцелуй любую — больше получишь.
Самое страшное, что сделала Московская патриархия, — это полное превращение православия в обрядоверие, магизм, фетишизм. Московская патриархия все больше превращается в фетишистскую церковь. Это свидетельствует о величайшем кризисе Московской патриархии.
И обратите внимание, люди по 12 часов стояли… И ведь ни одного священнослужителя, ни одного священника не было, которые бы проповедовали. Ни в храме, ни около толпы. Почему патриарх Кирилл никого туда не послал? Ведь священнослужителей в Москве огромное количество. Там идеальные условия были, чтобы подлинное Евангелие проповедовать, Христа проповедовать. А было полное молчание.
Но зато там царствовал Энтео — совершенно полукарикатурный-полубезумный субъект, экстремист, который раздавал крестики и какие-то листовочки.
К сожалению, церковь находится в таком состоянии, что ей выгодно, чтобы были одни обряды, одни магические поцелуи, а подлинное слово Евангелия не звучало. Нет потребности, нет желания проповедовать Христа. Церковь живет какой-то другой жизнью.
— А какая сейчас жизнь у РПЦ?
— Главный принцип и беда нашей православной церкви заключается в том, что элементы демократии, которые были в ранней церкви, теперь совершенно отсутствуют. Ведь раньше община выбирала себе и священников, и епископов.
Необходимо восстановить эту традицию, чтобы высшее священноначалие обязательно выбиралось самими верующими. Кирилл создал мощную вертикаль власти. Павел Адельгейм (священник РПЦ, церковный публицист, выступавший с критикой внутрицерковной жизни. Был убит в августе 2013 года. — Е.М.) столько боролся против этой страшной вертикали власти, которую построил Кирилл. Мы надеялись, что придет ученик митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова), начнет в церкви какие-то реформы… А Кирилл начал с того, что все приходы взял под жесткий контроль. Это же абсолютно безумная идея для церкви. Это нарушение канонов и даже принципов церковного устройства.
— А в чем этот жесткий контроль проявляется?
— В том, что фактическими настоятелями каждого прихода являются архиереи, и архиерей имеет право убрать любого священника. Это противоречит даже государственному закону о церковном устройстве.
Павел Адельгейм больше десяти лет воевал со своим архиереем Евсевием (Саввиным) (архиепископ Псковский и Великолукский), боролся за возрождение подлинной церковной свободы хотя бы на уровне прихода. А теперь его убили. Мы канонизировали Павла Адельгейма в нашей церкви, он святой.
Фото: Анна АРТЕМЬЕВА/«Новая газета»
Заразная болезнь для монахов
— Монашество сейчас практически выродилось. А были великие монахи, были аскеты! И вот этот гомосексуализм… Почти все монастыри заражены этой болезнью. Монашество не выдерживает. У простых монахов та же самая проблема. Почему весь народ уважает монашество? Они дают клятву, что вообще от секса отказываются, монах должен побеждать это, заниматься молитвой, молиться о своем спасении и людей. И даже если он женится — это все равно грубейшее нарушение, а гомосексуализм тем более. Это ведь еще в Европе как-то с пониманием относятся к этой тяжкой проблеме, а у нас же — лютая ненависть.
И дело не в том, что они «голубые», дело в том, что это превращается в систему, в социально-политический лифт. Вот как эти мальчики из Татарии, что написали жалобу. Если бы они подставили свой «афедрон», как выразился по-гречески отец Кураев, «сфинктер», тогда они могли рассчитывать на благосклонность. Это путь социального лифта наверх. Вот что самое страшное. Они действительно побеждают и захватывают ведущие позиции внутри церкви. Это члены Политбюро.
Это создает большую угрозу. И Кураев это остро чувствует. Он боится даже об этом открыто говорить, он не хочет рисовать всю неприглядную картину. Но, думаю, он еще скажет об этом, когда его начнут по-настоящему гнать, давить…
— А Кураева, думаете, будут гнобить?
— У них абсолютно безвыходная ситуация. Абсолютно безвыходная. И я думаю, что решающую ошибку делает сам Кирилл. Почему? Потому что он не понимает, как он подставляет Путина. Путин же дал им все возможности духовного руководителя, это новое Политбюро, новый ЦК КПСС, это религиозный руководитель. Но когда они чистенькие, когда подол не задирается. Путин поставил на «скрепы», а «скрепы» оказались такие голубые…
Поэтому Кириллу надо было в любом случае отреагировать, и этого Анастасия надо было снять, наказать любой ценой (митрополит Казанский и Татарский Анастасий (Меткин), по мнению Андрея Кураева, принадлежит к «голубому лобби». — Е.М.).
Агенты в рясах
— У меня огромный опыт диссидентской работы. И за это время я очень много выступал против Московской патриархии. И главное мое выступление было, когда я попал в архивы Лубянки. За два месяца я познакомился с материалом, который свидетельствовал, что церковь не самостоятельно жила, а была полностью под влиянием Совета по делам религии и КГБ.
— А сейчас церковь самостоятельна, или она под влиянием ФСБ?
— Когда церковь была под полным контролем и влиянием КГБ, то еще можно было объяснить, что они в «плену», что творятся безобразия… А сейчас парадоксальная ситуация.
Если говорить о ФСБ, то скорее ФСБ боится церковь, потому что фактически церковь поставлена в положение бывшего ЦК КПСС и Коммунистической партии.
— А еще я вам хотела цитату Кирилла привести, патриарха. На собрании студентов Московского государственного университета тогда еще глава Отдела внешних церковных сношений Кирилл Гундяев заявил, что «факт встречи духовенства с представителями КГБ нравственно безразличен».
— Вместо того чтобы покаяться в этом и призвать других к покаянию за то, что они имели тесную связь с КГБ и КГБ руководил церковью, они пытаются с моральной точки зрения все это оправдать. Чтобы верующие, не дай бог, не осудили церковное руководство за то, что они верно служили не просто атеистическим, а органам безопасности, которые были призваны бороться с религией, и в частности с Русской православной церковью.
В статье «Вялотекущая чума», что была напечатана в газете «Новое русское слово» в Нью-Йорке, говорится про сотрудничество РПЦ с КГБ: «Ведь это наш общенациональный грех, который лишь в лице церковных пастырей сконцентрировался более ясно, полно и печально», — вторит священникам диакон Андрей Кураев, признавшийся, что он был завербован КГБ, отправлен на учебу в Румынию, и только августовский путч прервал его сотрудничество с органами». Кураев был уже тогда диаконом и занимался рекламой главы Московской патриархии Алексия II, будучи его пресс-секретарем.
Согласие на сотрудничество, как пишет Кураев, было дано им потому, что у него не было другого выхода. «Вернуться в мир я уже не могу, так как я со всем порвал, на работу меня тем более не возьмут. А главная мечта — служить церкви, к которой я шел уже несколько лет». Когда в 1988 году Кураев поехал в Румынию, еще существовала строгая система: тех священнослужителей, кто не сотрудничал с КГБ, не выпускали за границу.
Вот второй эпизод: это из частного определения Комиссии (в которой я состоял) президиума Верховного Совета РФ по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП, подписанное председателем комиссии Л. Пономаревым: «Комиссия обращает внимание руководства РПЦ на антиконституционное использование ЦК КПСС и органами КГБ СССР ряда церковных органов в своих целях путем вербовки и засылки в них агентуры КГБ. <…> Референт патриарха Алексея II, диакон Андрей Кураев, объявил публикации о материалах Комиссии гонением на Церковь и даже «триумфом» самого КГБ. Однако архиепископ Вильнюсский Хризостом по существу опроверг диакона Кураева и рассказал о своем 18-летнем сотрудничестве с КГБ. Ввиду отсутствия официальной точки зрения руководства Церкви Комиссия рекомендует внести в канонические и гражданские уставы запреты на тайное сотрудничество ответственных работников Церкви с органами государства». То есть Кураев выступал в защиту Моспатриархии.
Некоторые наши крайние радикалы, демократы говорят: ах, как так — раньше он был агентом КГБ, а сейчас он занимает такую крайнюю позицию? А на самом деле отец Андрей (Кураев) довольно консервативен, он выступал против Александра Меня, выступал против демократии… Ну что делать? Самый яркий пример в церковной жизни — это судьба апостола Павла. Апостол Павел — это величайший церковный реформатор. Его послание по своей глубине не уступает тексту Евангелия. Апостол Павел был величайший гонитель церкви. Сам не убивал, но когда побивали христиан, он охранял их имущество и говорил: «Я был величайший грешник». Вот парадокс церковной жизни, почему-то Бог выбирает грешников! Возможно, святые делают меньше добра, чем грешники. Так что я все вышесказанное перечеркиваю, если отец Андрей решил искренне заняться борьбой за очищение церкви. Я его целиком поддерживаю. И неважно здесь: был он агентом КГБ или не был агентом КГБ — это в прошлом. Сейчас он делает великое дело очищения церкви, и его в этом надо всячески поддерживать. Это правильная позиция.
Миссия Pussy Riot
— Я считаю, что великая, по-настоящему особая миссия у Pussy Riot. Я даже написал посвященный им небольшой сборник стихов «Пуссиниада»:
Надежда, Мария, Екатерина!
Вы развернули мегакартину,
Вы — панковы роки —
Пришли как пророки.
С амвонной купели
Вы правду пропели!
С амвона не врали
И тем подорвали
Духовно-греховный исток самозванства,
В духовной войне применив партизанство…
— А вам понравилась их акция в храме Христа Спасителя?
— Ну это не то слово. Я считаю, что эта акция решила судьбу всей нашей жизни, и впереди нам осталось только ждать, когда реализуется их молитва.
Они в форме чудесного знаменного распева пропели, помолились на том месте, откуда Кирилл говорит не совсем благие речи. Это уже чудо, как им удалось это реализовать. Это удивительная молитва. Причем по содержанию. Обратите внимание: «Богородица, Путина прогони». Это же очень мягкая форма. Мы видели на Болотной, были страшные лозунги против Путина. А они же гуманно просили, они же просили его просто прогнать, и все. Чтобы он ушел со своего поста.
А вот насчет Кирилла — там были страшные вещи. Они попали в самое сердце Кирилла. Я думаю, ему было очень плохо. Потому что они самую суть сказали: «Черная ряса, золотые погоны…» Ты лучше верь в Господа Бога, а не в Путина!
Я в свое время принимал участие в создании двух партий христианской демократии. Но так как у нас церковь в Московской патриархии по существу больше языческая, поэтому и народ непросвещенный, идея христианской демократии рухнула. Нет подлинной идеологии, нет настоящего христианства.
Нужно создавать христианскую демократию, как в Германии, где она процветает, где Меркель. А она, между прочим, дочь священника из ГДР.
У нас пока нет подлинных людей, которые готовы создать христианскую партию. Но я думаю, что если Толоконникова и Маша Алехина возьмутся за создание христианской (как ни парадоксально звучит), подлинной христианской демократической партии или христианского союза…
— Вы думаете, что их поддержат?
— Я думаю, что Толоконникова невероятно одаренный человек. А потом я как священник вижу, что какая-то благодать им дается, особая Божья помощь. Молодежь за ними пошла бы, тем более женщины сейчас популярны в политике. Так что у них реальная перспектива: позанимаются правозащитной деятельностью, а потом будут создавать христианскую партию.
Кот Пусик (по словам Глеба Якунина, назван так задолго до появления панк-группы). Фото: Анна АРТЕМЬЕВА/«Новая газета»
Возвращение…
— А вы хотите вернуться в РПЦ?
— В РПЦ? Да нет, ну только если она способна на реформы… Я даже допускаю, что придет когда-то время, что они еще сами снимут с меня анафему, потому что настолько абсурдные и безобразные обвинения и в отношении митрополита Филарета, и меня. Я готов вернуться. Мы же, несмотря на всю греховность, что происходит в РПЦ, все-таки признаем благодать в ней, и много священников, с которыми у нас добрые, хорошие отношения. Поэтому Кураеву желаем, чтобы он подольше оставался в церкви. В РПЦ должны за него держаться и не отпускать, потому что если они его отпустят, он может легко епископом стать в другой церкви.
— А примете Кураева в АПЦ, если его выгонят из РПЦ?
— Я скажу так: мы разномысленные люди. Он все-таки консерватор. Но я считаю, что и консерваторы, и фундаменталисты имеют право на существование, это их право. Отец Андрей критически относится к Александру Меню, к нашему великому святому. Ну и что? Бог допускает существование левых крайних и правых в церкви, ничего страшного нет в таком широком диапазоне. Мы готовы помочь, чтобы он стал епископом. Я думаю, что они по глупости добьются того, что его действительно выгонят, и он станет блестящим епископом.
Смотрите, вот правозащитники — Лев Пономарев, Людмила Алексеева — сколько старались, а вдруг пришли какие-то девки (Pussy Riot), выскочили, и они впереди всех, самые знаменитые. Вообще Кирилл должен задуматься. Сколько он старался, а пришел Кураев, всего-навсего диакон, и он затмил его. Не понимает Кирилл, что нельзя такого человека было вообще трогать, пусть бы говорил, что угодно, ничего страшного. Сделали глупость, сейчас еще больше наделают глупостей, если его выгонят, и в конце концов сами же развалят свою церковь.
Для меня очень важно, не кто за Кураевым стоит, а против кого он стоит. А стоит он против безобразия, которое творится в Русской православной церкви. Если он поможет своей деятельностью, сумеет вложить свой вклад в победу добра, правды, свободы и демократии в церкви, то его надо всячески поддерживать.
P.S. Виталий Милонов, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга:
«Если человек попробовал однополую связь в качестве эксперимента, ничего страшного в этом нет. Но только ОДИН раз. Как говорят криминалисты, занимающиеся маньяками и гомосексуальными преступлениями, после второго и третьего контакта с партнером того же пола психика человека настолько меняется, что он осознанно становится геем».
Читайте также:
Источник: www.novayagazeta.ru
25.01.14.