Интервью с известным ученым-этнологом Сайд-Магомедом Хасиевым.
– Рассуждая о чеченском Къонах, вдумываясь в это понятие, убеждаешься, что тема эта довольно сложная и у многих из нас весьма сумбурные представления обо всем этом. Было бы интересно узнать мнение специалиста по этому поводу. Что, по-вашему, включает в себя понятие «Къонах», и какое место оно занимает в нашем менталитете?
– Къонах – это неотъемлемая составляющая чеченского менталитета, чеченской сущности. Если мы говорим только о Къонах, как о понятии, мы выявляем не всю гамму Нохчалла. Наряду с «Нохчи», «Къонах» должен быть третий сегмент – «Адам». Вот об этих трех составляющих мы и забыли, рассматривая каждый из них в отдельности.
Поэтому и представление о чеченце как личности, гражданине, человеке распалось, рассыпалось. И, естественно, не только у простых людей, но и у тех, кто считает себя специалистом, получаются сумбурные представления обо всем этом. Все это нужно рассматривать в мировоззренческом восприятии, иначе ничего путного у нас не выйдет. Мы же свои ценности рассматриваем по отдельности – совсем не значимое, периферийное выдвигаем вперед. Это наша беда. И беда эта случилась не по нашей вине, не по вине наших отцов, даже не прадедов.
Началась она очень давно, века два-три назад, когда, казалось бы, все это должно было быть в идеале. Уже тогда чувствуется, что мы относились к своей истории, ценностям наплевательски. Речь идет о периоде, который можно называть временем нравственного апокалипсиса. В то время понятие «къонах» подменили словом «к1ант». Основное невидимое подменилось видимым, публичным, но второстепенным. И это сегодня сказывается ощутимо. Поэтому, когда мы выходим на такие большие темы, надо начинать не с «большого». У нас нет в менталитете, вообще в мире, «значимого» и «не значимого», «большого» и «маленького».
Есть комплекс вещей, где большое соединено с маленьким. Без маленького не бывает большого. Мы начали разграничивать – это «маленькое», а это «большое», за которое надо держаться. Поэтому получился так называемый эффект диссонанса. Когда мы на одно опираемся, а другое отвергаем, забываем, механизм распадается сам по себе. Если говорить коротко, в первую очередь, понятия «Нохчи», «Къонах», «Адам» лежат в основе чеченского этического мировосприятия.
Правильное восприятие этих понятий кладет основу всему мировосприятию и миропониманию. «Нохчи» рассматривается не просто как этическое понятие, но и как гражданское. Высокая философия о свободе, достоинстве связана с этим пониманием «Нохчи». А Къонах и есть тот конфуцианский достойный муж. Мостик перебрасывается к социуму, который рассматривается как социум равноправных. Потом уже это переходит к человеку, человеческому, вернее к Человеку с большой буквы, личности.
Эти понятия чрезвычайно важны в мировой этической философии. Но до сих пор об этих вещах никто не писал, потому что не было материала под рукой. А мы, имея этот материал, не используем, не пропагандируем это, не уважаем память предков, которые вышли, не имея университетов, академий, на такие высокие, действительно философские понятия.
Это наша национальная трагедия, ибо мы собственное отметаем. Слышим где-то со стороны что-то и вот это мелочное, пустое, звонкое принимаем на себя и начинаем под это действовать. Как мы умеем опошлить, умалить достояние народа, видно на примере «илли». «Илли», по своей сути, – результат борьбы чеченского народа против князей, сословно-иерархического строя. И когда говорят, что у нас не было «пачхьалкх» и т.д. – это просто надуманные вещи, которые нам навязали.
«Илли» – это продукт, говоря современным языком, революционной борьбы трудящихся масс против социальной иерархии. Но мы опошлили «илли» настолько, что сделали из него оды людям, которые живут набегами. «Къонах» здесь мы подменили «къу нах». Между тем, Къонах никогда не станет делать что-либо из корыстных побуждений. А «к1ентий», якобы к1ентий, живут тем, что совершают набеги – кто-то раздает «добычу» и т.д. Словом, они работают на славу, на «показуху», чтобы сказали: «Ма к1ант ву иза!».
Почему совершил набег Мадин Жаммирза? Это один из сохранившихся фрагментов «илли». «Хи йисте х1уьттуш болу дой доцу к1ентий мехкаршна к1езиг ца хетийта, уьш дой т1е ховшо». Это единственный сохранившийся традиционный элемент из 50-60 фрагментов «илли», который показывает весь лейтмотив цикла. Остальные люди просто совершали набеги. И мы этот мотив пропагандируем. Отсюда начинается цепочка, когда материальное выдвигается на первый план. Если есть материальное, имущество и т.д., ты – человек, если нет, то ты не человек. Это не ценность свободного общества, а ценность общества сословно-иерархического.
Это было уже при рабовладении, феодализме, капитализме. В действительно свободном демократическом обществе зависимость от должности, материального, «кармана», «физического» вынесена за скобки, ибо это не есть ценности. Когда мы рассматриваем этику, надо, в первую очередь, обращать внимание на подобную деталь. По этикету каждого народа можно определить, каковы взаимоотношения личности и общества. Способствует ли общество рождению личности, или личности в этом обществе, как в России, рождаются вопреки желанию общества…
Такие нюансы духовного состояния очень важны для народа. Не понимая всего этого, народ не может оставаться тем народом, каким он хотел бы себя видеть. Есть понятие «экстра-образ». Это когда человек создает собственный образ. Так же и в отношении образа народа. Есть образ, который создается извне и давит на экстра-образ. Такие вещи надо понимать, особенно людям, которые занимаются пропагандой, агитацией, которые якобы заботятся о народе, о его будущем. А у нас этого до сих пор нет. Мы просто, когда двое встречаются, начинаем рассуждать об этом, говорим высокие слова, обещаем с три короба… Пройдут день-два, и мы, когда надо выложить «рубль» для этого дела, забываем про все.
– Как вы относитесь к «утверждению», что слово Къонах произошло от корня «къу»?
– У нас очень много людей, которые занимаются так называемой народной этимологией. Что-то кому-то показалось, и он начинает это выдвигать на первый план. «Къонах» происходит от корня «къона». В мировой фольклористике есть такое понятие, как «младший герой». Есть такой герой и у нас. В наших «илли» он фигурирует, как «пхийтта шо кхача пхи шо оьшуш верг», и он совершает героические поступки. Вот это и есть «младший герой», от этого и начинается «Къонах».
– Есть какие-то особые отличительные черты Къонах? Как распознать его?
– Я притчу вам расскажу. К сыну Калоя подослана девушка для того, чтобы лишить его мощи. И он живет с ней три дня и не трогает ее. Этот мифический посыл у нас сохранился до сих пор. Къонах начинается с «собар». Это самое первичное звено. Второе – он не выходит на перекресток дорог и не бьет себя в грудь, как обезьяна, выкрикивая: «Я, я, я…» Он всегда в тени. Если это возможно, до последней черты, он не раскрывает свою сущность, свои возможности… Он дает возможность другим высказаться, сделать, проявить себя…
– «Къонах» – это звание?
– Это статус. И он не дается за год, два, три, за десятилетие… Он постепенно, как ртутная капля, накапливается, притягивая к себе мелкие частицы. Самый яркий момент «къонахалла» проявляется во время смерти. Достойным поведением умирающего считается, если он старается (помимо обязательного на тот случай чтения соответствующих сур Корана) облегчить ситуацию для пришедших проводить его в иной мир какой-нибудь шуткой о бренности мира. Къонах и умирает достойно. Так принято.
…Наши отцы сознавали (мы еще не осознали этого), что именно чеченцы были тем этносом, который родил философию человеколюбия. Мы еще не доросли до этого понимания.
Нохчалла.com, Роза Сатуева, Журнал Нана 11-12/2013
25.01.14.