Угроза российского военного вмешательства в события на Украине вовсе не призрачна. И речь идет не о готовых планах военной операции, всегда имеющихся у Генерального штаба, а о полновесном политическом решении. Российские интересы в отношении Украины не просто хорошо заметны – они практически не скрываются Кремлем. После того как на улицах Киева пролилась кровь, а в украинских регионах народ стал захватывать местные органы власти, будущее президента Януковича определилось – оно подобно участи Чаушеску. У Януковича осталось мало шансов на выживание – и политическое, и физическое. Единственное, что его может спасти, – российская армия. Вряд ли он удержится от соблазна позвать ее на помощь.
Российская армия много раз использовалась для подавления революционных выступлений в других странах. В классическом варианте военное вмешательство оправдывалось тремя составляющими: «хаосом» в братской стране, просьбами марионеточных политиков о военной помощи и угрозой российским интересам.
При подавлении революции 1956 года в Венгрии все три мотива военной агрессии были очень ясно озвучены в приказе №1 от 4 ноября 1956 г. главнокомандующего объединенными вооруженными силами стран Варшавского договора маршала Ивана Конева.
«Товарищи солдаты и сержанты, офицеры и генералы! В конце октября в братской нам Венгрии силы реакции и контрреволюции подняли мятеж с целью уничтожить народно-демократический строй, ликвидировать революционные завоевания трудящихся и восстановить в ней старые помещичье-капиталистические порядки». Так в представлении советской пропаганды выглядел хаос и распад государства.
Другая составляющая – угроза советским интересам – была представлена таким образом: «События показали, что активное участие в этой авантюре бывших хортистов ведет к возрождению в Венгрии фашизма и создает прямую угрозу нашему Отечеству и всему социалистическому лагерю. Нельзя забывать, что в минувшей войне хортистская Венгрия выступала против нашей родины вместе с гитлеровской Германией».
Ну и, разумеется, надо было сослаться на чью-нибудь просьбу о помощи. «В соответствии с просьбой правительства Венгерской Народной Республики на основе заключенного между странами социалистического лагеря Варшавского договора, обязывающего нас принимать «согласованные меры, необходимые для укрепления их обороноспособности, с тем чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их границ и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии», советские войска приступили к выполнению союзнических обязательств».
Недостатка в марионетках коммунисты никогда не испытывали. Еще за десять дней до введения войск, ночью 23 октября, первый секретарь ЦК Компартии Венгрии Эрнё Герё в телефонном разговоре просил ввести советские войска в Венгрию. На следующий день бывший премьер-министр Андраш Хегедюш от имени правительства Венгрии письменно обратился с официальной просьбой к СССР о введении советских войск. Таким образом, оправдание было найдено, форма соблюдена и советские интересы учтены.
Двенадцать лет спустя, в 1968 году, для советской интервенции в Чехословакии использовались те же аргументы.
О дезорганизации государственной жизни предупреждают коммунистические лидеры социалистических стран в своем варшавском обращении к ЦК Компартии Чехословакии от 15 июля 1968 года: «Развитие событий в вашей стране вызывает у нас глубокое беспокойство. Поддерживаемое империализмом наступление реакции против вашей партии и основ общественного строя ЧССР, по нашему глубокому убеждению, угрожает столкнуть вашу страну с пути социализма, а следовательно, подвергает угрозе интересы всей социалистической системы».
Об угрозе советским интересам говорилось в заявлении ТАСС, выпущенном в день вторжения в Чехословакию, 21 августа 1968 года: «Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира».
Нашлись, конечно, в Чехословакии и те, кто попросил о военном вмешательстве. А как еще им было сохранить свою власть? Все в том же заявлении информагентства об это сказано так: «ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооруженным силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами».
Еще за 18 дней до начала интервенции войск Варшавского договора, 3 августа, на встрече руководителей шести коммунистических партий в Братиславе Брежневу было передано письмо пяти членов руководства КПЧ – Индры, Кольдера, Капека, Швестки и Биляка — с просьбой оказать «действенную помощь и поддержку», чтобы вырвать ЧССР «из грозящей опасности контрреволюции».
Сценарии пропагандистского оправдания интервенции не отличаются разнообразием. Да и откуда ему взяться? Особенно в головах тех, кто привык действовать по проверенным лекалам. Похожие мотивы звучали и при оккупации Афганистана, и в недавней войне с Грузией. Не ждет ли нечто подобное и Украину?
Логика событий в Украине такова, что либо Янукович идет на уступки народу, сохраняя государственную независимость своей страны, либо воюет с народом, для чего ему скорее всего понадобится российская военная поддержка. Во всех предыдущих случаях введению войск предшествовала просьба о «братской помощи». Вряд ли с Украиной будет по-другому. Украинцам стоит обратить пристальное внимание на своих коллаборантов. Их просьбы к России о помощи могут стать прологом к реальной утрате Украиной своего суверенитета.
Запас времени до возможного военного вмешательства совсем небольшой. Путин едва ли захочет принимать силовые решения до завершения Олимпиады в Сочи. Значит, украинцам для решительных действий осталось всего несколько недель. Возможно, именно поэтому Янукович так тупо тянет время, соглашаясь на переговоры с оппозицией и не решая ничего по существу.
Кремль тем временем готовит свою пропагандистскую платформу. 25 января начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Валерий Герасимов сообщил, что Генштаб разработал комплекс мер, призванных подготовить страну к переводу в случае необходимости на условия военного времени. Меры «стратегического сдерживания» призваны предотвратить военные конфликты, убедив «потенциального агрессора в бесперспективности любых форм давления на Российскую Федерацию и ее союзников». Знакомая аргументация.
Источник: grani.ru
27.01.14.