«Сейчас, когда российские лидеры, дипломаты и комментаторы размышляют о разделе Украины, мы должны для начала спросить, что это будет означать в действительности», — так начинает статью для The International New York Times историк Тимоти Снайдер (Йельский университет).
Если текущий кризис закончится раздроблением Украины как государства, это станет катастрофой для всех, включая Россию, считает автор. «Риск в том, что в условиях хаоса и в отсутствие решительной позиции Запада Россия, возможно, последует логике своих нынешних обязательств и сделает крайне опасный вывод», — говорится в статье.
Россия, в отличие от Европы и США, имеет четкую позицию по украинскому вопросу. Евразийский союз — «надежда Путина на будущее», но этот блок, на взгляд Путина, не имеет смысла без Украины.
Как полагает Снайдер, причина текущего кризиса на Украине — «внешняя политика России» (накануне подписания соглашения с ЕС «Путин быстро вмешался, предложив Януковичу деньги и низкие цены на газ»).
«Если Россия вмешается снова, следующей стадией может стать внутренний переворот, при котором к власти придут пророссийские украинские политики, возможно, сохранив Януковича в качестве номинального лидера», — говорится в статье. Но тогда сопротивление народа лишь усилится.
«Если российские марионетки падут, Путину придется выбирать между вооруженным вмешательством и «потерей лица». Правда, по мнению Снайдера, Россия вряд ли выиграет войну, да и в этом случае «подпольное сопротивление продолжится».
Автор советует ЕС и нынешнему руководству Украины срочно договориться между собой, в том числе о досрочных выборах. «Пусть украинцы сами выбирают между Европой и Евразией».
По мнению Снайдера, нынешняя ситуация — экзамен для ЕС. «Истинный вопрос в том, каково будущее Европы — олигархия или инклюзивность», — говорится в статье.
Если ЕС будет сидеть сложа руки, а на Украине произойдет переворот при российской поддержке, Россию ждет поражение в войне, а ЕС — политический кризис. «Если же европейские дипломаты смогут договориться об урегулировании, российские дипломаты и эксперты станут возражать, что украинская демократия — исключительно вмешательство Запада в чужие дела. Но большинство россиян, если не все, испытают тайное облегчение», — утверждает автор.