Вдова экс-сотрудника ФСБ России Александра Литвиненко, скончавшегося в 2006 году в Лондоне, добилась возможности проведения общественного расследования по делу об убийстве супруга.
Ранее министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй отказала ей в этом, указав на несколько причин, в том числе возможный ущерб отношениям с Россией.
Один из судей отметил, что «причины, приведенные министром внутренних дел, не дают рациональных оснований для того, чтобы пока не проводить общественное расследование, а занять выжидательную позицию. Недостатки в аргументации настолько существенны, что решение не выдерживает критики».
В решении, принятом тремя судьями, также отмечается, что проводящий судебное дознание по делу об убийстве Александра Литвиненко коронер Роберт Оэун привел «веские» аргументы в пользу проведения общественного расследования.
Как заявили представители коронера Оуэна, решения означает, что «министру внутренних дел придется пересмотреть вопрос о проведении общественного расследования, если только она не получит разрешение пересмотреть это решение суда».
Решение троих судей Высокого суда Британии повышает шансы проведения общественного расследования, которое, как надеется Марина Литвиненко, откроет правду об обстоятельствах гибели ее супруга, скончавшегося от отравления радиоактивным полонием.
«Это решение имеет огромное значение не только для меня лично но для всех нас, нашей команды, в первую очередь адвокатов, которые работали бесплатно. Это огромная моральная победа», — сказала Марина Литвиненко Русской службе Би-би-си.
«Это также важно для всего британского общества как победа правосудия. Я стояла до последнего, потому что верила в британское правосудие», — заявила вдова Александра Литвиненко.
В октябре прошлого года адвокат Бен Эммерсон заявлял, что если пересмотр решения в суде закончится неудачей, Марине Литвиненко придется самостоятельно покрыть Нажать судебные издержки, достигающие 40 тысяч фунтов (65 тысяч долларов).
Российский фактор
Отказ правительства в проведении общественного расследования возмутил вдову Литвиненко, которая просит трех судей Высокого суда дать ей возможность оспорить законность этого решения.
Ранее стало известно, что коронер Роберт Оуэн пришел к выводу о наличии убедительных доказательств Нажать причастности российского государства к его смерти.
Он просил правительство начать общественное расследование, ссылаясь, в частности, на то, что именно эта процедура позволит изучить вопрос причастности российских властей к смерти Литвиненко, а также степень ответственности британских властей за то, что они не смогли предотвратить эту смерть.
Однако правительство ответило отказом, приведя аргументы в Нажать обнародованном летом прошлого года письме Терезы Мэй сэру Роберту Оуэну. В том числе в письме упоминается «международный фактор».
В то же время Мэй уверяет, что международный фактор не был ни единственным, ни ключевым в решении о том, как дальше расследовать дело Литвиненко.
В интервью Русской службе Би-би-си Марина Литвиненко заявила: «Тереза Мей должна меня понять. Я не могу остановиться на полпути, для меня это еще очень личное – я хочу сделать это ради своего покойного супруга».
Источник: www.bbc.co.uk
11.02.14.