Любовь писателя Михаила Шишкина к России и ее народу ощутима в его творчестве, но в своей статье для The Wall Street Journal он выражает нежелание приветствовать Олимпиаду, отмечает газета.
Шишкин начинает статью с рассказа о своей бабушке, которая в старости мысленно зациклилась на дне, когда арестовали ее мужа. Разговаривая по телефону с внуком, названным в честь деда, она вдруг начинала спрашивать: «Миша, это ты? Куда они тебя ведут? Отпустите его!»
«Не могу удержаться от чувства, что все мы, вся страна, приговорены к пребыванию в этой истраченной попусту эпохе. Всякий раз, когда Россия просыпается, она просыпается не в следующем дне, а в прошедшем. Все россияне рождены в империи, таково их свойство: и православных, и коммунистов, и посткоммунистов — всех», — продолжает автор.
На все, происходящее в современной России, можно наклеить табличку «дежавю», считает Шишкин: снова автократия, цензура, ложь и показуха.
«Текущая Олимпиада до боли похожа на московскую», — считает Шишкин. Как и тогда, госпропаганда уверяет: «Спорт вне политики». «Но при режиме, где есть политзаключенные, политика — это все, включая спорт», — пишет автор.
Русские бьются над дилеммой: желать своему государству победы или поражения? «В сознании остается неясным, где кончается отечество и начинается режим», — поясняет автор.
По мнению Шишкина, российский режим, вне зависимости от идеологии — православной или коммунистической — всегда манипулировал народом через патриотизм.
«Патриотизм — русская «священная корова», жующая права человека, как жвачку», — говорится в статье.
«В России жулики и идиоты слишком долго наживались на любви к отечеству. Сколько сыновей родители должны послать на бойню, чтобы границы нашей страны отползли в том или другом направлении?» — вопрошает автор.
Шишкин признает, что противостоять собственному правительству нелегко, особенно когда на тебе лежит ответственность на семью. Это «крючок», на который режим всегда ловит подданных. «Настоящее рабство — всегда немножко добровольное», — заключает Шишкин.
По его ожиданиям, после Олимпиады в России вновь начнутся аресты. «Или Россия все-таки пробудится от средневековья? Я желаю спортивных побед своей стране. Но не желаю, чтобы в честь этой победы гимн диктаторов звучал на весь мир», — заключает Шишкин.