Белоруссии больше не светят медали на проходящей в Сочи Олимпиаде, и золото Дарьи Домрачевой может оказаться не только первой, но и последней медалью, заработанной белорусской командой на этих Играх. Такой вывод вполне логичен, учитывая, что самый главный белорусский болельщик вернулся в Минск.
Однако не медальные перспективы, а точнее их отсутствие, оторвали Лукашенко от чаепития с белорусским спортсменками.
Покинуть уютный курорт, где внизу у моря воздух прогрелся до +15, а в горах, на олимпийских трассах, все еще правит зима, Лукашенко заставила нежданная 19% девальвация национальной валюты.
Решение властей Казахстана девальвировать тенге экономически объяснить просто, что и сделал Нацбанк этой страны. На долю России пришлось 38% импорта в Казахстан, внешнеторговый профицит которого при этом снизился на 10%. Триггером же, безусловно, стал тот факт, что основной торговый партнер Казахстана, Россия, с начала этого года уже девальвировал свою нацвалюту на 6% к доллару США.
Сложив все факты воедино, власти Казахстана, ровно спустя 5 лет после предыдущей девальвации, вновь одномоментно понизили курс нацвалюты с запасом на 19%.
В Белоруссии данное решение казахстанских властей вызвало бурную реакцию – и бизнес и население задались вопросом, когда же за тенге последует и белорусский рубль. За ответом на похожий вопрос «Что делать с курсом зайчика?» приехал в Минск и Лукашенко.
Несмотря на то, что Россия является основным внешнеторговым партнером Белоруссии, Минску, в отличие от казахстанских коллег, пока спешить некуда благодаря заделу прошлого года. Однако этот задел может очень быстро исчезнуть, если снижение курса рубля продолжится сопоставимыми темпами.
За 2013 года Нацбанк РБ девальвировал белорусский рубль к доллару США на 11,1%, к российскому рублю – на 3%. В этом году ситуация несколько изменилась: регулятор продолжил девальвацию зайчика и с начала года девальвировал белорусский рубль на 2% к доллару США. НО вот к российскому рублю зайчик уже укрепился на 4,13%.
С большего этого укрепление к российскому рублю, как видно, нивелируется прошлогодним 3% снижением. Но даже 1% укрепление белорусской нацвалюты к российскому рублю может привести к снижению экспорта в РФ из-за потери ценового конкурентного преимущества, что для заваленной складскими запасами экономики весьма и весьма критично.
В общем, Россия, власти которой уже объявили о намерении окончательно отпустить российский рубль в свободное плавание с 2015 года, подбросила братскому союзнику сложную задачку. Сложность заключается не столько в выборе решений, сколько в наличии политической воли.
Январь стал тем самым месяцем передышки для властей Белоруссии, позволив перевести дух после 7-ми месячной борьбы с ажиотажным спросом населения на иностранную валюту. Как сообщалось, в январе 2014 года, впервые с мая 2013 года, население Белоруссии выступило чистым продавцом валюты.
Любое ускорение снижения курса белорусского рубля к доллару могло бы и может спровоцировать очередную волну девальвационных ожиданий и спроса на иностранную валюту. Понимая это, власти не рискнули в январе девальвировать белорусский рубль к доллару такими же темпами, как это происходило в России.
Теперь же, перед властями остается 2 выбора: ужасный и еще хуже. Ужасный сводится к тому, что начиная со «вчерашнего» дня Нацбанк РБ должен в ручном режиме девальвировать белорусский рубль к доллару такими же темпами, с какими российский рубль дешевеет к американской нацвалюте. Более радикальный или «еще хуже» метод предполагает одномоментную корректировку курса на 4-5% с последующим введением первого варианта.
В общем для принятия решения Лукашенко можно было и не прилетать в Минск. Если же он наивно полагает, что есть иные варианты и Нацбанк с Минэкономики и Минфином ему предложат нечто гениальное, то он глубоко ошибается. Все иные варианты по любому будут заканчиваться демпингом на российском рынке с последующими санкциями со стороны российских властей и дальнейшим ростом складских запасов.
Но даже, если белорусские власти попытаются не прибегать к демпингу (ха-ха 2 раза), дальнейшее укрепление белорусского рубля к российскому приведет к увеличению импорта из РФ и соответственно росту складских запасов и ухудшению дефицита текущего счета.
Следует отметить, что срочная приватизация какого-либо дорогостоящего предприятия и/или продажа госдоли в привлекательном активе типа МТС никак не изменят сложившуюся ситуацию, ну разве что пополнят ЗВР Нацбанка.
Это в принципе неплохо, ибо Лукашенко нужно смириться с тем, что резервы НБ РБ опять будут таять, инфляция ускорится, предприятия не увидят дешевых кредитов, и, «скрипя усами», дать отмашку Нацбанку и укатить обратно на Олимпиаду.
Не везет со стабилизацией курса нацвалюты — может еще какая медаль обломится….
Источник: («AFN«, Белоруссия)
17.02.14.