«В день святого Валентина российские власти арестовали человека по имени Аскер Сохт. Сохт — видный представитель национального меньшинства — черкесов, многие из которых протестуют против Олимпийских игр в Сочи, городе, который находится на родине их предков», — пишет Foreign Policy.
Однако примечательно, что Сохт не входит в число этих критиков. Его задержание предполагает, что Москва не желает рисковать, когда речь заходит об одной из самых острых дискуссий вокруг Игр, утверждают авторы статьи, Алексис Зимберг и Кристиан Кэрил.
«Для черкесов 2014 год — дата, связанная с болезненными воспоминаниями. Сто пятьдесят лет назад царская армия одержала окончательную победу в продолжавшейся целый век войне с черкесами и другими непокорными народами Северного Кавказа», — пишут журналисты.
«По некоторым оценкам, российские войска истребили 1,5 млн этнических черкесов с 1860 по 1864 годы», — говорится в статье. Большинство выживших погрузили на корабли, которые увезли их в Османскую империю. Однако Кремль отрицает, что черкесская трагедия когда-либо имела место, отмечают авторы.
7 февраля десятки черкесских активистов собрались в Нальчике, чтобы провести мирную акцию протеста против Игр, напоминает издание. «Полиция отреагировала быстро и жестко, разогнав группу и арестовав, по меньшей мере, тридцать семь человек», — говорится в статье.
Корреспондент Foreign Policy Алексис Зимберг побеседовал по телефону с Абубекиром Мурзаканом, главой черкесской гражданской организации, которая принимала участие в акции протеста в Нальчике.
«Мы протестовали против Олимпийских игр и особенно против церемонии открытия. Город Сочи — черкесский символ», — передает слова Мурзакана Зимберг.
По словам активиста, на открытии Игр ничего не было сказано о черкесах. «Они рассказали, что тут жили аргонавты, казаки, армяне, греки. Они не удосужились ни слова сказать о черкесах», — возмущается Мурзакан.
«Мы не хотим лжи. Мы хотим увидеть общие данные о геноциде, общие сведения о наших землях, которые когда-то назывались Черкесией», — заявил активист в интервью изданию.
По словам Мурзакана, 90% черкесов проживают за границей, в диаспорах в Турции, Иордании, Палестине и Сирии. «Мы предлагали России сесть за стол переговоров и обсудить репатриацию, разрешение изучать язык в школах… На данный момент никто не хочет с нами разговаривать», — сетует черкесский активист.
«Там было десять машин с растяжками «Нет — Сочи» и черкесскими флагами. Предполагалось, что на городской площади будет минута молчания. Мы бы там постояли молча и разошлись. Люди в машинах с флагами и растяжками должны были проехать по городу, а потом по всей республике», — разъясняет планы митингующих Мурзакан.
«Когда полиция задержала нас, они посадили некоторых из нас в тюрьму, сказали, что мы оказывали противодействие правоохранительным органам, мешали движению транспорта и пешеходам и проводили несанкционированный митинг», — передает его слова Зимберг.
«Они всегда хотели изобразить нас исламскими фундаменталистами и террористами… Мы намерены придерживаться принципа мирного диалога… Мы настаиваем на соблюдении законности. Чего мы не приемлем, так это лжи. Они хотят обратить нашу правду в ложь», — ответил Мурзакан на вопрос о том, пытались ли полицейские заставить его дать какие-либо показания.
20.02.14.