Мир еще долго будет переваривать внешнеполитическую доктрину Владимира Путина, пытаясь понять, что же собирается делать российский президент после аннексии Крыма: пойдет на восток Украины, будет добиваться уступок от новой власти в Киеве или потребует для России решающего голоса в системе межународных отношений – проще говоря, права менять право так, как ему заблагорассудится.
Но для россиян все предельно ясно, хотя и не им был в первую очередь был адресован пафос кремлевской речи – кто не с нами, тот против нас. Больше нет никакой оппозиции – тем, кому раньше поручали изображать «другое мнение» в Государственной думе, теперь посоветовали радостно ползать у трона Владимира Таврического. Больше нет никаких независимых СМИ — закрыть могут каждого, даже в интернете, и теперь для этого не нужен даже суд. И больше нет никаких несогласных — есть национал-предатели.
Владимир Путин произвел контрольный выстрел в российское будущее — и последствия этого выстрела будут ощущать на себе поколения несчастных русских. Он выбрал удачное время – начало экономической деградации, когда воспоминания о «жирных годах» еще живы, а понимание, что все кончено, еще не пришло. Но когда оно придет, когда россияне выйдут на улицы городов и поселков, когда начнет дробиться элита и рушиться режим – что тогда придет ему на смену?
А ничего – ничего особо отличающегося от предыдущей власти. Это раньше границей между российским охранителем и либералом были различные представления о векторе развития и экономических законах. Теперь между ними станет Крым, ощерившийся всеми своими горами. Потому что любой политик, стремящийся к изменениям, вынужден будет обращаться к крымской теме, говорить о необходимости нормализации отношений с большой европейской страной по соседству, о комиссиях, переговорах и даже – подумать только! – уступках по статусу Крыма. И любой избиратель, ощутивший в дни, когда русские унижали украинцев, незабываемую гордость за поднявшуюся с колен в полный рост и навалявшую америкосам империю, сразу поймет: это национал-предатель!
И проголосует за другого — того, кто не поступится и пядью родной земли, кто за патриотизм и Россию. Да, конечно, общечеловеческие ценности, международное право, дружба с украинцами — и мы за это. Но Крым? Никогда!
И в этом «никогда» и заключается настоящая победа Владимира Путина – но не над Украиной и даже не над Америкой, нет. Это победа над Россией. Путин рано или поздно уйдет — а вот Крым останется. Останется вечным конфликтом, горьким осадком и наглухо закрытой дверью в будущее, которое Россия заслужила — и потеряла.
У Путина получилось.