Многие преисполненные кантианства европейцы свято верят, что сегодня война невозможна. У них. Сирия — это уже совсем другая история. Но они ошиблись. Захватив маленький кусочек Европы, коим является Крым, Владимир Путин объявил войну. Украине. Но не только ей. Всей Европе. Международному сообществу демократий. Российскому обществу. Тот факт, что он сделал это без объявления войны, руками солдат в форме без опознавательных знаков, лишь добавляет тяжести его проступку.
Все это в некотором роде напоминает о «Странной войне» (сентябрь 1939 года — май 1940 года). Сегодня, как и вчера на первых полосах газет мы видим новости о всевозможных скандалах, модных показах, слиянии крупных предприятий, будущих выборах, крупных спортивных соревнованиях, безработице… и всего несколько заметок о том, что творится у самых наших границ. Вчера это были Судеты. Сегодня Украина. Такая далекая Украина: от Брюсселя до Киева 2 067 километров, а до Афин 2 774 километра.
Европа может и дальше вести себя так, словно не слышит грохота сапог. Тем не менее, всего через несколько дней или даже часов они могут принести смерть и разрешения. Они там, столпились у восточных и южных границ Украины. Готовы хлынуть в Харьков, Донецк, Одессу, Днепропетровск, Луганск, Запорожье, Николаев…
Сейчас уже не имеет значения, какое чувство господствует в голове Владимира Путина: страх потери власти и крушения режима или же стремление придать ему второе дыхание с помощью масштабного имперского проекта и огромных экономических интересов в Черном море и на Украине. Теперь одно уже неотделимо от другого.
Европейскому Союзу и его государствам-членам нужно отказаться от риторики в стиле «слишком мало» и «слишком поздно» и открыто признать политическую безответственность, которая помешала им сформировать настоящую внешнюю политику. А пока что хотя бы выступить единым блоком в НАТО. Вместе с США. И сделать так, чтобы вяло проявивший себя американский лидер, которого подталкивают в спину члены Сената, смог достойно выступить в такой ситуации.
Дело в том, что перед нами стоит огромная и множественная задача. Защитить правила, которые определяют международную жизнь с опорой на хотя бы минимальное уважение к праву. Сдержать антидемократический российский режим. Обеспечить безопасность пограничных с Российской Федерацией стран. Сделать все, чтобы помочь Украине отстоять свой суверенитет и прочно встать на путь демократического и правового государства.
Владимир Путин объявил войну. Украине, когда вторгся на часть ее территории. США и Великобритании, подписавшим вместе с Россией Будапештский меморандум 1994 года, который гарантировал Украине территориальную целостность в обмен на ликвидацию ее ядерного арсенала. Всей Европе, когда нарушил границы и оккупировал часть территории суверенного европейского государства.
Но могут ли европейские страны и США отгородиться предлогом отсутствия договора о взаимопомощи с Украиной, смириться с этим силовым переворотом и ограничиться одними лишь экономическими и дипломатическими санкциями при виде аннексии Крыма и возможного вторжения России в восточную и южную Украину?
Вернитесь с небес на землю господин Путин
Нет. Российскому режиму нужно дать понять, что любая дальнейшая силовая операция на Украине будет означать незамедлительную военную реакцию США и европейских стран. Причем речь будет идти не только о поддержке украинских вооруженных сил, но и о прямом вмешательстве НАТО. Как уже отметил министр Сикорский, пришло время сказать Владимиру Путину, что факты выглядят следующим образом: любое решение помимо возвращения ситуации к положению дел до вторжения в Крым совершенно неприемлемо.
В Европе ничто уже не будет как прежде
Каким бы ни было конечное решение Владимира Путина (аннексия Крыма, аннексия большей части Украины или вывод войск), одно уже можно утверждать совершенно точно: в Европе ничто не будет как прежде.
Европе не нужны враги. Но у нее появился враг, причем не из последних: речь идет о крупнейшем по территории и населению европейском государстве. Причем не абы каком государстве. Имперской и империалистической диктатуре, второй по силе в мире ядерной державе.
Европа не смогла или не захотела сформировать настоящую общую внешнюю и оборонную политику. Но в нынешних обстоятельствах с этим больше нельзя мириться. Государствам-членам валютного союза и тем, кто намеревается присоединиться к нему, необходимо в срочном порядке увеличить свои оборонные бюджеты как минимум на 25% и объединить новые ресурсы для создания общеевропейской армии.
Контракты на поставки вооружений из государств-членов Евросоюза в Российскую Федерацию (корабли «Мистраль», транспортники Iveco…) необходимо в срочном порядке аннулировать, а технику передать европейской армии в зависимости от ее потребностей и возможностей.
Компанию Dassault нужно поделить на два предприятия: гражданское направление должно остаться под контролем семьи Дассо, тогда как военную деятельность следует передать под контроль Airbus. Другие государства-члены ЕС и авиастроительные предприятия из европейских стран при делании тоже могут войти в капитал этого подразделения Airbus.
21 марта, на церемонии подписания политического пакета соглашения об ассоциации ЕС и Украины, европейцам нужно открыто заявить, что окончательное подписание соглашения об ассоциации откроет путь для процесса вступления Украины в Евросоюз.
США, Канаде, ЕС и Швейцарии следует в срочном порядке сформировать высокоуровневую комиссию, которой будет поручено собрать все имеющиеся сведения о заграничном имуществе и активах Владимира Путина и его подставных лиц и приступить к их заморозке.
Хватит слушать басни о том, что мы якобы унизили Россию. Эта великая страна собственноручно унизила себя безо всякого внешнего давления. Она по собственной воле окунулась в историческую трагедию, которой стало пришествие марксизма-ленинизма. Россия сама виновата в том, что после распада СССР не смогла найти в себе сил для очищения и снова попала в руки исполнителей неприглядных приказов бывшего режима, наследников КГБ.
Она сама позволила этим самым наследникам постепенно лишить себя составляющих правового государства и демократии, которые появились в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Стоящий у ее руля режим не хочет понимать, что времена империй остались в прошлом. Этот самый режим за две войны обескровил население Чечни, погубил более 100 000 собственных граждан. В 2008 году он вторгся в Грузию. Наконец, с молчаливого согласия или даже при непосредственном участии этого режима Анна Политковская, Наталья Эстемирова, Сергей Магнитский и сотни других журналистов, правозащитников, оппозиционеров и предпринимателей были убиты, попали в аварию, «отравились» или «покончили с собой»…