Вторжение в Крым рассказывает нам многое не только об имперских планах Путина, но и о состоянии российской армии.
В 90-е годы российская армия находилась в состоянии полного распада. Россияне выиграли Первую чеченскую войну только потому, что наводнили маленькую республику огромным количеством военных и не считались с потерями — ни собственными, ни среди гражданского населения. Разгром Кантемировской дивизии в Грозном на рубеже 1994 и 1995 года стал доказательством того, что российская армия годится максимум для того, чтобы служить массовкой в военных фильмах.
Потом стало немного лучше. Немного, потому что война с Грузией в 2008 году вновь продемонстрировала, что армия РФ не готова к современным стремительным конфликтам. Грузинские военные были побеждены, однако россияне потеряли несколько самолетов и вертолетов, чего с точки зрения военной тактики произойти было не должно.
После грузинской войны Владимир Путин провел в армии ряд реформ. Новое поколение российских командующих тщательно изучало действия американской армии в Ираке и Афганистане, а также американских подразделений специального назначения в борьбе с терроризмом. Появилась новая техника, по-настоящему профессиональные сержантские кадры.
Эффекты этой реформы мы видим сейчас на улицах Симферополя и Севастополя. На Крым напала российская армия — в этом сомнений нет. Не сомневается в этом и Брюссель, который включил в свой список подпадающих под санкции лиц трех военных, командовавших операцией «Крым». Однако российская армия в Крыму не напоминала распространенные в Польше стереотипы: российские солдаты сохраняют прекрасную, практически идеальную дисциплину, они прекрасно организованы, ими отлично командуют. Видно, что офицеры и сержанты знают свои задачи, а принцип их действий четко сформулирован.
В российском плане завоевания Крыма с военной точки зрения не было пока ни единой ошибки. Тот факт, что несмотря на несколько небольших инцидентов Кремлю удается продолжать лгать о том, что в Крыму нет российских солдат, говорит не только об откровенности Москвы, но и о профессионализме военных. Кстати, российские бойцы на полуострове практически идеально маскируют свое происхождение, а их техника прекрасно подготовлена.
Какой огромный путь проделала российская армия с 1994 года, когда министр обороны, которым был вечно подвыпивший генерал Грачев, послал в Чечню по железной дороге танки без стволов, поскольку те были по ошибке отправлены в другую сторону. Имперские планы Путина в значительной степени опираются на профессионализм армии, способной проводить быстрые неожиданные военные операции в стиле специальных подразделений. Операция «Крым» была первым, но наверняка не последним смотром умений новых путинских вооруженных сил.