Крыминал
ОПГ «Башмаки» в СИЗО
Новые субъекты Российской Федерации — Крым и Севастополь — не только курортная зона с Ласточкиным гнездом, Массандрой и памятником погибшим кораблям, но и криминогенный регион с высоким уровнем коррупции и весьма активными бандитами. Особую озабоченность российского МВД вызывает состояние местной милиции: по мнению аналитиков-криминалистов, крымские силовые структуры донельзя коррумпированы, а некоторые сотрудники — ставленники коммерческих структур, наркодилеров или уголовных авторитетов. Два года назад на полуострове начался очередной передел собственности, и в городах средь бела дня стреляют.
А пули летят…
26 февраля 2013 года из автомата Калашникова расстреляли главу курортного городка Симеиз Кирилла Костенко. Сгоревшие «Жигули» киллера были обнаружены на горе Кошка, сам преступник скрылся на велосипеде. Убийство вызвало большой общественный резонанс, а депутат от партии «Батькивщина» Людмила Денисова сделала весьма резкое заявление: «Я много лет живу в Крыму, но не помню, чтобы в последнее время творился такой кровавый беспредел. Помню 90-е годы, когда были разборки с бандитами, они делили бизнес, заводы и фабрики. Но чтобы летели головы мэров и глав поселковых советов — такого не было».
Следователи провели обыск в кабинете убитого главы и обнаружили множество документов, касающихся продажи за копейки дорогостоящих приморских гектаров и пансионатов дружественным коммерсантам. Похороны Костенко прошли с большой помпой: проститься с покойным приехало около двухсот человек. Среди них были депутаты и чиновники, а криминальные авторитеты возложили венок с весьма характерной надписью: «Братуха! Ты навсегда останешься в наших сердцах».
Как выяснилось, у «братухи» была бурная биография: в середине 90-х его дважды задерживали за нападение на предпринимателя и получении взятки. По оперативным данным МВД Украины, чиновник будто бы являлся активным членом ОПГ «Башмаки».
Справка «Новой»
ОПГ «Башмаки» появилась в конце 80-х годов прошлого века, основной костяк банды составляли студенты крымских вузов, бывшие боксеры и борцы. В разное время лидерами являлись: дальнобойщик Виктор Башмаков (убит) и его сводные братья Павел Шолохов и Станислав Комягин. Общая совокупная численность ОПГ — 1,5 тыс. человек. Бандиты промышляли рэкетом, заказными убийствами и установили жесткий контроль над крупными рынками Крыма. Имели (да и имеют по сей день) устойчивые связи в крымской милиции, прокуратуре и СБУ (аналог ФСБ). «Башмакам» приписывают убийства президента ФК «Динамо» (г. Саки) Мамеда Исаева, председателя колхоза имени XIX съезда партии Сироштана, депутатов Симферопольского горсовета Сергея Мишака (Кривоножка) и Александра Вишнякова, бывшего сотрудника спецподразделения СБУ «Альфа» Владимира Кириллина. А в феврале 1998 года в результате взрыва на турбазе «Таврия», устроенного членами этой ОПГ, погиб заместитель председателя Совета министров Крыма Александр Сафонцев.
В 2009 году «башмаки» попытались из гранатомета обстрелять прокуратуру Симферополя, однако кто-то случайно нажал спусковой крючок, и граната угодила в соседний жилой дом. В декабре 2011 года Апелляционный суд Одесской области огласил вердикт в отношении 22 «башмаков»: двое приговорены к пожизненному заключению, шестеро получили от 13 до 15 лет лишения свободы, еще 14 человек осуждены на меньшие тюремные сроки. В международном розыске числятся несколько лидеров ОПГ, которые руководят остатками банды.
Убитый глава Симеиза Кирилл Костенко |
Убитый глава Феодосии Александр Бартенев |
После убийства главы Симеиза Костенко киллер подстерег и мэра Феодосии Александра Бартенева: 27 июля 2013 года чиновник поставил автомашину в гараж и как только зашел в свой подъезд — раздался выстрел. Бартенев пытался задержать преступника, но потерял сознание и через сутки скончался в больнице. Как выяснилось, охотничий обрез, из которого убили мэра, ранее проходил по другому уголовному делу и числился уничтоженным сотрудниками УМВД по Тернопольской области.
По информации депутата Рады Геннадия Москаля, в 90-е господин Бартенев якобы имел прозвище Майор и входил в число участников мощной крымской ОПГ Белого. Депутат озвучил и возможные версии убийства. Цитирую: «Бартенева хотели убрать из-за передела земель в прибрежной зоне, либо контрабанды нефтепродуктов. Контрабанда нефтепродуктов, которая крышуется руководством автономии и местными правоохранителями. Это когда корабли становятся на рейд в море, а по подведенным к ним трубам нефтепродукты перекачиваются в специальные хранилища. Я неоднократно делал депутатские запросы по этому вопросу, но результатов — ноль».
Убийства Костенко и Бартенева пока не раскрыты, а уже появились новые «висяки». Из последних громких заказных убийств: расстрел 6 февраля в поселке Кипарисное учредителя строительной фирмы «Изумберг» Виктора Бережинского и уничтожение 14 февраля владельца развлекательного комплекса «Малибу» Степана Чорохяна. В коммерсантов выпустили по несколько пуль, а Чорохяну для надежности еще и перерезали горло.
Милиция, которая станет полицией
Структура МВД Республики Крым практически ничем не отличается от полицейского главка крупного российского региона. Правда, в отличие от России, в Украине не упразднили Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП). Плюс к тому есть три «диковинных» подразделения: Управление по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, Отдел координации деятельности ОВД в сфере межнациональных отношений и Отдел ветеринарной милиции. Последняя структура осуществляет госнадзор за «выполнением требований ветеринарно-санитарных мероприятий по профилактике, локализации и ликвидации карантинных болезней животных».
По отзывам российских полицейских, крымская милиция довольно слабо оснащена спецтехникой, наблюдается острый дефицит опытных кадров. Плюс к тому стражи порядка часто попадаются на взятках, вымогательствах и торговле наркотиками. Так, например, в прошлом году Симферопольский районный суд приговорил восьмерых сотрудников милиции к 9 годам лишения свободы с конфискацией имущества за незаконный оборот наркотиков. ОПГ организовал начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Керченского УМВД.
Судя по всему, местные правоохранительные органы теперь ожидает переаттестация, а крымские подразделения придется доукомплектовывать российскими офицерами, которые, скорее всего, будут работать вахтовым методом. Придется проводить «зачистки» и в крымской прокуратуре, выделяя из ее состава следствие, и в СБУ.
О нравах
В Крыму довольно сложная криминогенная обстановка, а лидером по числу тяжких преступлений является Севастополь. По официальным данным МВД Украины, в городе-герое за год совершается 8,2 убийства на 100 тысяч жителей. Для сравнения, в Донецке этот коэффициент составляет 6,1, а в Киеве и Львове — 3,7 и 3,8 соответственно. За последние годы количество грабежей в Крыму возросло на 4,5%, а мошенничеств — на 43,6%.
Последний вид преступлений вообще характерен для курортных зон. Летом на крымские пляжи со всего СНГ слетаются профессиональные мошенники, кидалы и воры на доверии. И им есть где развернуться: сюда на отдых ежегодно приезжали 4,2 млн украинцев, 1 млн белорусов и 1,5 млн россиян. Кстати, в середине 90-х все в том же Симеизе и я стал жертвой «семейной» пары, с которой познакомился в поезде. В баре они подсыпали в мой бокал клофелин, и через полчаса я отрубился. Очнулся в каком-то сарае без денег и видеокамеры — домой пришлось добираться автостопом.
Согласно официальным данным МВД Украины, в федеральном розыске числятся 1157 крымчан. Из них: 778 человек скрылись от следствия, 71 — «алиментщики» и 308 — пропали без вести.
Воры в законе и этнические банды
Большинство крымчан мало чем отличаются от жителей российской глубинки, где власть по-прежнему принадлежит ворам в законе: за серьезной помощью местные жители зачастую обращаются не в правоохранительные органы, а к уголовным авторитетам. В каждом городе или поселке имеется свой «смотрящий», который разруливает конфликты и собирает дань. Непокорных ждет суровая расправа: в августе прошлого года, например, в Джанкое местный смотрящий по прозвищу Минай прямо в центре города расстрелял из пистолета рыночных торговцев.
Из известных авторитетов Крыма стоит отметить Виктора Макарова (Белый), Виталия Пырха (арестован в Москве), Сосо Кекелию (Сосо Потийский), Каху Макалатию (Каха Новороссийский) и Анатолия Якунина (Сенька Самарский). Довольно много пересудов и слухов касается нынешнего председателя Совмина Крыма Сергея Аксенова: в украинской и российской прессе неоднократно высказывались предположения, что в 90-е годы господин Аксенов якобы состоял в банде «Сайлем» и имел прозвище Гоблин.
Довольно сильные позиции на полуострове и у крымско-татарской ОПГ, обложившей данью земляков. Не на последних ролях в криминальном хит-параде ОПГ «Греки», хотя многие их братки полегли в междоусобных войнах.
А кроме того, Крымское побережье облюбовали и известные российские криминальные генералы. По данным МВД, недвижимостью в Крыму владеют Эдуард Асатрян (Осетрина), Омар Бекаев (Омар Уфимский) и множество «законников» рангом поменьше.
Судя же по оперативным сводкам ГУ МВД по Москве, немало хлопот уроженцы Крыма доставляют и москвичам. В основном это кражи и торговля марихуаной: поскольку многие жители полуострова на своих приусадебных участках выращивают коноплю. Совсем недавно была обнаружена плантация общей площадью более 1 га, на которой неизвестный «фермер» выращивал более трех тысяч кустов.
Ныне криминальный мир, местная милиция и чиновничество замерли в тревожном ожидании — не исключено, что с появлением на командных постах эмиссаров из Москвы в Крыму начнется новый передел, а суммы взяток увеличатся в разы.
Источник: www.novayagazeta.ru
22.03.14.