После приобретения клуба «Пари Сен-Жермен» (Paris Saint Germain) катарскими инвесторами, приходится констатировать, что футбол уступил место футбольному бизнесу. Но оказывается, богачи встречаются и к северу от Персидского залива. Например, в Чечне. И хотя название этой маленькой республики ассоциируется скорее с терактами и убийствами, чеченцы, тем не менее, ворвались в большой футбол. И свершилось это благодаря двум людям: Рамзану Кадырову и Булату Чагаеву. Какова же закулисная сторона этой чеченской саморекламы?
Кадыров: футбол на службе политики
Князька, управляющего этой небольшой республикой российского Северного Кавказа, зовут Рамзан Кадыров. Следует уточнить, что регион постоянно конфликтует с Москвой. Два первых президента независимой Ичкерии – Джохар Дудаев и Аслан Масхадов – были уничтожены российскими военными. Им на смену пришел Ахмад Кадыров – отец нынешнего президента. Он, в свою очередь, был убит националистами на домашнем стадионе грозненского клуба «Терек». Вместо него резидентом был избран Алу Алханов – сторонник федеральных властей, как и Кадыров-старший. Но вскоре он попал в «ДТП» и был вынужден оставить свой пост в 2007-ом году, в пользу Рамзана Кадырова.
Несмотря на свои чеченские корни, последний пользуется особым расположением Владимира Путина, с которым он поддерживает хорошие отношения. Кадыров контролирует большую часть крупных предприятий региона. А еще его обвиняют в убийстве журналистки Анны Политковской и правозащитницы Натальи Эстемировой. Представляете себе теперь, что это за человек? Но вернемся к футболу. Кадыров является президентом местного грозненского футбольного клуба «Терек».
Рамзан Кадыров прекрасно понял: футбол – опиум для народа. Поэтому он вкладывает огромные средства в свой грозненский клуб. В частности, Рууд Гуллит – «черный тюльпан» — был приглашен в Россию с тем, чтобы тренировать этот клуб и вывести его в один из европейских чемпионатов. Гуллит пошел на это «из любви к деньгам и приключениям». Главное – ради денег. Контракт на два миллиона евро – прекрасный стимул. Что до приключений, то они продлились недолго: всего полгода. Господин Гуллит, согласно Рамзану Кадырову, оказался любителем выпить и покутить в ночных клубах чеченской столицы. При этом надо уточнить, что грозненский «Терек» очутился на 11-ом месте (из 16-ти возможных) Чемпионата России, лидером которого стал московский клуб ЦСКА. В то же время, даже при наличии Гуллита в качестве тренера, трудно себе представить, чтобы знаменитые футболисты валом повалили в «Терек». Несмотря на экзотику и идеальные условия для завершения футбольной карьеры, желающих направиться в Грозный что-то не видно. Одно время речь шла о приглашении Диего Форлана, но последний воспринял это как шутку.
Впрочем, потерпев неудачу в деле привлечения в свой клуб великих игроков, Кадыров все же заманил на Кавказ бывших звезд футбола. На благотворительный матч. Да, несоблюдение прав человека не мешает устраивать матчи всех звезд. Чечня – красивый регион. Пресловутая игра была приурочена к открытию нового домашнего стадиона клуба «Терек» (на 30 тысяч зрителей) и к тому, чтобы почтить память отца нынешнего президента Чечни. В результате в Грозном высадилась целая когорта бывших звезд, таких как Саморано (Zamorano), Франческоли (Francescoli), Фигу (Figo), Богоссян (Boghossian) и знаменитый Диего Марадона. Гонорары: 450 тысяч евро толстому Диего, 130 тысяч евро португальцу (Фигу) и по 50 тысяч евро Саморано и Франческоли. Остальным – в том числе Богоссяну – которых камера Канала + (Canal+) засняла садящимися в частный самолет Кадырова – пришлось «удовольствоваться» часами, инкрустированными бриллиантами и другими драгоценными камнями. Неплохая плата за то, чтобы просто подергаться на поле. Ведь демонстрировать хорошую игру им было запрещено: Рамзан Кадыров должен был забить голы и выиграть матч.
Нельзя не упомянуть и гигантские портреты, которыми был украшен «Спортивный центр имени Ахмада Хаджи Кадырова» (да, Кадыров-младший – сама простота). На одном из портретов был изображен покойный Ахмад Кадыров, на другом… Владимир Путин! Любые средства хороши, чтобы убедить население в том, что Россия и Чечня могут мирно сосуществовать. И чтобы заслужить фавор президента — точнее председателя российского правительства, но это практически одно и то же – Путина. Разумеется, политического подтекста в этой истории нет никакого.
Чагаев: швейцарский футбол чеченского разлива
Пока Рамзан Кадыров пытается развивать чеченский футбол, его «брат» Булат Чагаев выказывает амбиции европейского масштаба. И амбиции немалые. Его манит кубок престижной Лиги Чемпионов. С этой целью друг Булат, естественно, приобрел футбольный клуб, находящийся на грани банкротства — «Ксамакс» (Xamax) из швейцарского города Невшатель. Его цель – пробиться в Лигу Чемпионов в течение трех лет. Невозможно, скажете вы? Только не для Чагаева.
Из его биографии следует, в частности, что в 1991-ом году он был избран депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и что он окончил Грозненский нефтяной институт. Кроме того, этот толстячок женат на дочери Доку Завгаева – бывшего функционера КПСС и последнего главы советской Чечни. Короче говоря, это того же поля ягода, что и его приятель Кадыров.
В том, что касается футбола, Чагаев вкладывает средства в клуб «Ксамакс» через свою фирму Dagmara Trading, специализирующуюся на торговле нефтью и газом. Отыскать следы жизнедеятельности этой конторы не так-то просто: она больше похожа на пустышку, позволяющую видному чеченцу отмывать деньги. Упреки недовольных болельщиков, обвиняющих его в том, что он инвестирует в клуб грязные деньги, Чагаев блестяще парирует следующим образом: «Грязные деньги? Понятия не имею, о чем вы. Когда я иду покупать носки, никто не спрашивает, откуда у меня деньги». Вот так чеченец… Впрочем, в порядке рекламы, не забудем уточнить, что на последний матч сезона, сыгранный клубом «Ксамакс», Чагаев предоставил семь тысяч бесплатных билетов. «Он все понял, этот чеченец», — уже восхищаются им некоторые болельщики…
Впрочем, методы этого сомнительного бизнесмена, прибывшего с Востока, приводят в восторг далеко не всех. И в первую очередь, бывшего тренера клуба Дидье Олле-Николь (Didier Ollé-Nicolle), уволенного в связи с тем, что результаты клуба были сочтены недостаточно хорошими, а сам он отказался инвестировать средства в клуб. Надо сказать, что француз Олле-Николь нанес по чеченцам удар через прессу, заявив, что он «никогда не согласился бы тренировать команду, управляемую из Грозного». Его преемнику Бернару Шалланду (Bernard Challandes) удалось провести три матча прежде, чем он был уволен. В этой связи в Невшателе проходят демонстрации протеста против президента Чечни, но Чагаев на них не реагирует. Впрочем, если Чагаев рискует оказаться за решеткой за свои финансовые аферы, то Кадырову грозит путешествие в один конец в Гаагу, где заседает Международный трибунал…
При этом в Швейцарию начинают съезжаться футбольные звезды. Разумеется, в качестве тренеров, так как трудно представить себе заключение контракта между, например, Лионелем Месси (Lionel Messi) и клубом, каждый год борющимся за выживание — вплоть до самых последних матчей. Так, нового тренера невшательского «Ксамакса» зовут… Сонни Андерсон (Sonny Anderson)! А его заместителей – Франсуа Чикколини (François Ciccolini) и Жан-Люк Эттори (Jean-Luc Ettori). Надо полагать, эту троицу забыли проинформировать о том, что их ждет… Чагаев ворвался в раздевалку в перерыве между таймами финального матча Чемпионата Швейцарии, в то время как «Ксамакс» проигрывал со счетом 0-2. Разгневанный чеченец заявил по-английски: «Я вас всех поубиваю!» (« I kill you all »). И добавил, несколько успокоившись: «Во время отпуска сотовый не выключайте. На тот случай, если мне понадобится позвонить вам и сообщить, что вы уволены». Чеченский юмор, надо полагать.
В общем, как в Грозном, так и в Невшателе начало сезона выдалось крайне непростым…
Оригинал публикации: De Neuchâtel à Grozny, l’histoire du foot de Tchétchènie
24/07/2011