Главная » Все Новости » События » Скончался известный чеченский поэт-илланча Гапур Алиев

Скончался известный чеченский поэт-илланча Гапур Алиев

Сегодня стало известно, что на 63-м году жизни скончался известный поэт-песенник Гапур Алиев. Гапур Алиев автор многочисленных стихов, сонетов и нескольких трагикомедий. Печатался поэт в республиканских журналах и газетах. Алиеву было присвоено звание заслуженного работника культуры ЧИАССР. Также он являлся членом Союза писателей России, Союза журналистов и Союза театральных деятелей. В разные годы Гапур Алиев работал в театре имени Х.Нурадилова, в редакциях журналов «Орга», «Вайнах». В последние годы жизни его произведения публиковались в журнале «Нана». Дала геч дойла цунна! Дала декъал войла иза!». (Chechenews.com)

Чеченский народ понёс тяжелейшую утрату… Мы все, от мала до велика, безутешно скорбим! О Аллах награди его своей величайшей наградой,- Ялсмане хьаш ве Ахь цунах, ва Везандел, мы-скорбящие по нему, свидетельствуем — Он один из достойнейших!

Газотехь ирс хилла Эли…

В степени рангов, после Высоцкого, я поставил бы… чеченского илланчу Алиева Гапура! Вы не ослышались, нам нет надобности прибегать к иностранным словам для обозначения поэта-песенника, на нашем языке это звучит не менее красиво и звучно — Илланч. Традиции Илланч уходят в глубь веков. Имена их были в народе популярны, и появление вызывало огромное стечение народа. Народ помнит и чтит имена своих илланчей. И в этом смысле, и с этой точки зрения, я не побоюсь, заявить с этой высокой трибуны, что, на уровне Гапура Алиева, у нашего народа, в обозримой ретроспективе, не было Илланча. Поэты, да, его творчество смело можно поставить на уровень, великого С-С Гадаева, старательно забытого Советами. Но илланча, нет!

Настоящие поэты рождаются, как и настоящее творчество, в муках. Его гражданская позиция, его нравственность, любовь к людям — своеобразный сообщающийся сосуд с сердцем поэта, его ментальностью. Он не может, да и не живёт, вне обид, страданий и чаяний своего народа. Творчество Гапура, это плоть и кровь чеченца: его боль, его любовь и ненависть, его нечеловеческие муки во время агрессии против его народа, это ответ и призыв, восхищение и восторг, и его неизбывная мечта о мирном будущем для своего народа. Настоящий, глубокий чеченский язык, метафоричностью корнями уходящий в тысячелетнюю традицию, и рана, зияющая кинжальная рана, нанесённая коварным врагом — са лоцчиг… Вот что рождает охрипший в бою крик воина — это хриплый рык раненного льва! То не струны звучат, то душа моя звенит струной… то не слова кричу я, то крик немой, не слова вылетают со рта… а свинец боевой. Нельзя без огромного душевного волнения слушать Весят — завещание воина своей жене, прощальные слова адресованные своей верной подруге-волчице. Ялхалахь са йизар са…. кьорняш дялхаI деш… ас мял динарг хьайдоьха ларий….! Ас мял ца динарг дина алий. Рыдай любимая, детёнышей к плачу взывая…. Плачь вспоминая о мечтах, о тысячах задумок которые у нас были. Плачь любимая память вороша, плачь о прошедшем, о будущем плач. Плачь до людского позора…

Так пишут те, которые видели тысячу смертей, так может писать только поэт-воин, не раз смотревший в лицо смерти, воин-поэт не раз прощавшийся со своей подругой перед битвой. Умеющий дарить и заботиться о своей подруге, даже после своей смерти. И это, наверное, единственное, что они для себя просили от своих любимых…плача, такого плача, которого достойны настоящие мужчины! Сколько их осталось, молодых и старых женщин, подруг тех, кто ушли сражаться за родину и не вернулись. Баьрг, дог дёлх сан, юх дерз ца туьгш, шу даг даьхкч.. Дел хьожил шу дегнишг сан йижри.. Тех? кто имеет это неотъемлемое право — плакать нахалаI ял.

Вершиной, из уже звучавших, конечно можно считать его «Дависа» — назовём её так, это не просто песня, это величальная героям, простым чеченским парням, в минуты опасности для родины воплотившихся в славных кьонахи, титулованных своим народом Князьями газавата (дай махкахь ёкха це, шух тера елар са). Этот илли — величественный памятник мужественным воинам-чеченцам, это скол с души каждого: молодых и старых людей той поры, которые, в силу каких-то причин, не успели стать плечом к плечу с теми (шу могърехь ляттанчах велар со), кто стал на защиту своей отчизны. «Гъазотаьх ирс хилла эли» — Это и мощная отповедь тем, кто говорит, что у чеченцев нет пьедестала почёта, чтобы возвысить героя, и ямы, чтобы бросить туда преступника. Какой пьедестал может сравниться с памятью народной, и как больнее можно наказать человека, оставляя его потомкам хулу о нём! Воистину, не зарастёт к нему народная тропа! «Гъазотахь ирс хилла эли!» Слова достойные названия пантеона, где покоятся павшие герои за свободу чеченского народа. Эти парни на века останутся образцом мужества, благородства и чести для грядущих поколений чеченцев (Бос, болар, синкъетам шух тера белар са). Эти слова сами по себе, целая поэма, и таких оборотов в песнях Гапура много, они, как осколки кремня, по которым мы можем судить о самом камне. В Иране говорят, у иранца в доме две книги: одна из них Коран, другая сборник стихов Хафиза. В доме каждого чеченца, где растут дети, второй книгой должен быть сборник песен в исполнении Гапура Алиева, это моё мнение, а аша шайн луург деа, мярш нах ма дуй шу! Ам са дог таьшн ду, ГапурнаI дайн, ца зама ёгьур ю. Гьапур, хьа це якхач, наха, дель салам хьуль цун, алльа тьедетташ! А хьа иллеш-кьома баьр хиш, дез аят могъниш санна, хьорани дагахь ляттар ду!

Когда будете слушать, пожалуйста, слушайте с наушниками и настроившись слушать, а не оценивать. Оценку скажет ваше сердце.

Песни Гапура:

САИД ХАЧУКАЕВ,

ichkeria.info

16.03.11.