Три года прошло с тех пор, как Россия унизила Грузию, нанеся ей поражение в войне из-за Южной Осетии, а президент Дмитрий Медведев все еще носится с идеей о том, что грузинский президент Михаил Саакашвили это военный преступник. Давая 4 августа интервью радиостанции «Эхо Москвы», российской телевизионной станции Russia Today и грузинскому телеканалу ПИК, Медведев сказал, что Саакашвили «надо привлечь к международному суду за развязывание войны в Цхинвале».
Такого рода риторика служит объяснением того, почему российско-грузинский процесс мирного урегулирования по-прежнему заблокирован. Если бы Медведеву действительно была нужна справедливость, то и ему пришлось бы за многое ответить. Россия нарушила нормы международного права, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, а также неразборчиво применяла силу против Грузии. Кроме того, неоднократные российские обвинения Грузии в геноциде оказались ложными, а вот информация о том, что Москва допустила этнические чистки в грузинских селах, соответствует действительности.
Однако Россия может себе позволить вести словесные игры, потому что терять ей нечего. По данным Международной кризисной группы (International Crisis Group), сейчас в Абхазии 5000 российских войск, а в Южной Осетии 4500, что дает Москве мощный плацдарм на Кавказе. Это означает, что российские ракеты и танки находятся всего в 40 километрах от Тбилиси.
Саакашвили в ответ ездит по миру и утверждает, что российские войска оккупировали законно признанные границы Грузии. Проблема в том, что мир ничего не может с этим поделать. В недавней резолюции американского Сената, которая была принята единогласно, заявлено, что Россия «оккупировала» Грузию. Тем самым, Сенат в очередной раз в одностороннем порядке подтвердил поддержку США территориальной целостности Грузии. Но в действительности эта резолюция ничего не меняет, только вызывает еще большую враждебность со стороны России.
Сейчас, когда все шансы на вступление Грузии в НАТО уничтожены, а российские войска стоят в 40 километрах от Тбилиси, эта страна уязвима и слаба как никогда прежде.
В такой ситуации вариантов действий у Грузии остается немного. Россия не поддастся, а Запад решать эту патовую ситуацию не будет. Вето Грузии на российское вступление во Всемирную торговую организацию это единственный рычаг давления с целью обеспечения прорыва в отношениях. Но это только возможность, а не козырная карта.
Грузии надо начать думать реально, и пересмотреть свое отношение к сепаратистам, если она всерьез намерена изменить сложившееся положение вещей. Абхазам по-прежнему грозит демографическая опасность – но на сей раз со стороны русских. Грузии следует предпринимать более активные шаги по нормализации отношений, помогая абхазам налаживать связи с Западом и открывая трансграничные торговые отношения.
Нынешняя обстановка недопустима и неконструктивна, и она требует более творческой политики, чем игра в жертву агрессии и ожидание каких-то перемен в России.
Пол Римпл журналист, работающий в Тбилиси.
(«The Moscow Times«, Россия)
08/08/2011