Бабушка Жужуна хотела проголосовать. Против всех. В родную Абхазию она попыталась попасть из соседнего Зугдидского района. Ее не пропустили российские пограничники. В день выборов так называемого президента несуществующей республики лишние, «неподготовленные» люди не нужны.
73-летнюю Жужуну развернули на мосту Ингури. Она грузинка. В 21 веке в мире нашлось место, где российскому правительству удалось-таки опустить железный занавес. Причем этот даже страшнее предыдущего – на мосту Ингури люди в форме и с оружием в руках «отсеивают» по этническому признакому. Это место по ту сторону реки называют «границей».
«Граница», выдуманная Москвой, закрыла дверь во внешний мир для тех, кто остался в Абхазии. Десятки тысяч людей оказались в мифическом пространстве, один на один с разочарованием. Застряли в полуправде, с полустатусом и полубудущим. Гнилая реальность. Если так пойдет и дальше, то нынешнее население Абхазии ждет неизбежная ассимиляция и гибель. Вчера они выбирали «президента», и в интервью редким допущенным в оккупированный регион журналистам, говорили: главное, чтобы не было войны.
По ту сторону реки Ингури войны боятся так же, как и по эту. Там тоже хотят жить, растить детей, ходить на работу. Но дарованная Кремлем «независимость» превратила их дом в военную базу. Они сидят на пороховой бочке и уже догадываются: фитиль подожгут, как только взрыв понадобится покровителям с севера. Потому что покровителям глубоко плевать на дома, детей и будущее абхазов.
Через 3 года после того, как Дмитрий Медведев подписал указы о российском признании независимости Абхазии и Южной Осетии, один из оккупированных грузинских регионов выбирает очередного исполнителя кремлевских приказов. На участках – люди с зелеными паспортами. День голосования – пожалуй, тот исключительный случай, когда «основной документ» населению пригодился. Для каких-либо других нужд он – не имеющая юридической силы бумажка. Международное сообщество эти «паспорта» не признает. Не признают на планете Земля и сами «выборы». Есть, правда, занятные исключения.
До смешного глупо смотрелись «наблюдатели», прибывшие в Сухуми из не менее «внушительных» Южной Осетии и Приднестровья. Плюс — Никарагуа, Науру (попытайтесь найти эту страну на карте мира) и прочих забавных государств. И даже их статус вызвал множество сомнений у аналитиков – какие организации представляли «наблюдатели», было понятно далеко не во всех случаях. Только Россия смотрелась исполином в списке прибывших гостей. Обнаружив столь явное игнорирование собственных выборов, сухумский министр иностранных дел пожаловался на недостаток внимания Запада и чуть не заплакал.
Запад, разумеется, это шоу с выборами своего внимания не удостоит. Ну а маленькая Абхазия назовет «президента» и продолжит беспросветную игру в «государственность».
Жители Абхазии со своими зелеными паспортами не могут выехать за пределы региона. Их заперли. Но из-за спин российских пограничников они вполне могут наблюдать городок Анаклия, расположенный в непосредственной близости от административной границы. В 2008-ом, во время российско-грузинской войны в Южной Осетии, российскому руководству почему-то понадобилось сжечь здесь детский лагерь. Да и вообще всё сжечь. Сегодня Анаклия принимает туристов в 5-звездочных отелях. Лагерь восстановили. Здесь можно просто отдыхать…
Анаклия – лишь пример развития, пример другого пути для абхазов. Тбилиси предлагает им беспрецедентную автономию и будущее.
Все это возможно, если сотни тысяч грузинских беженцев вернутся в собственные дома. Тогда решится главная грузинская проблема.
А бабушка Жужуна сможет проголосовать за власть, которую посчитает нужным выбрать. Это будет ее страна, ее дом, ее избирательный участок и ее правила.
www.echo.msk.ru/blog/kotrikadze/806429-echo/
28.08.11.