Американские военные потратили около одного миллиарда долларов на революцию в Ливии, и тайно помогали НАТО всем — от боеприпасов до самолетов поддержки. Джон Барри (John Barry) предлагает эксклюзивный взгляд на развивающуюся стратегию «скрытого вмешательства» Обамы.
Американские военные потратили на данный момент около одного миллиарда долларов и сыграли гораздо бОльшую роль в событиях в Ливии, чем признал Вашингтон, тихо осуществляя стратегию «тайного вмешательства», которая, как надеется администрация Обамы, позволит Америке вести небольшие войны, практически не оставляя следов.
Официально президент Обама передал главенствующую роль в деле свержения полковника Муаммара Каддафи европейским членам НАТО. За это его очень сильно критиковали военные «ястребы» в Вашингтоне, которые предположили, что работа европейцев со сбродом мятежников не привет ни к чему, кроме тупика, и вовсе не к победе.
Но за кулисами американские военные играли незаменимую роль в ливийской кампании, разместив там значительно больше войск, чем администрация решила признать. А в штаб-квартире НАТО близ Брюсселя США тесно участвовали в принятии всех решений относительно того, как нужно поддерживать ливийских повстанцев по мере того, как они захватывали контроль над городами и нефтеперерабатывающим предприятиями и двигались в сторону столицы Триполи.
Ливийская кампания представляла собой уникальные международные усилия. Пятнадцать европейских стран работали вместе с США и тремя арабскими странами. Воздушная атака велась с 29 военно-воздушных баз в шести странах Европы. Но только шесть европейских стран присоединились к США и Канаде, осуществляя воздушные налеты и наносят удары по силам Каддафи. Масштабы неафишируемой роли США подтверждают аргументы вашингтонских «ястребов»: разделенная НАТО просто не могла бы вести войну, которую она вела, без активной помощи Соединенных Штатов. Что «ястребы» недооценили, так это американские способности действовать без публичности — на военном языке, «ниже радаров».
По данным двух высокопоставленных чиновников НАТО, одного американского и одного европейского, вот что было критически важным американским вкладом в шестимесячную военную кампанию:
— международные военно-морские силы, развернутые вокруг Ливии. Чтобы занизить степень участия США, администрация Белого дома приняла решение не посылать суперавианосец. Но даже при этом десяток размещенных в регионе американских военных кораблей образовал крупнейший контингент в этой армаде. В первые часы проведения кампании американская подводная лодка USS Florida выпустила сто крылатых ракет по целям системы противовоздушной обороны Ливии, открыв тем самым критически важный входной коридор, благодаря которому начали осуществляться последующие воздушные удары.
— американские самолеты-топливозаправщики заправляли европейские самолеты во время большинства миссий против сил Каддафи. У европейцев есть самолеты-топливозаправщики, но их недостаточно для поддержания режима нападения 24 часа в сутки, который в среднем, по подсчетам НАТО, требует осуществления около ста миссий в день, примерно пятьдесят из них — ударные самолетовылеты. США предоставили от 30 до 40 топливозаправщиков.
— когда у европейцев закончились высокоточные боеприпасы, США просто по-тихому их предоставили. (Это объясняет тот факт, почему европейские военно-воздушные силы с самолетааим F-16 — Норвегия, Дания, Бельгия — осуществляли непропорциональную долю самолетовылетов на ранней стадии кампании. У США были запасы боеприпасов, чтобы снабжать их. Когда у Великобритании и Франции, которые летают на истребителях европейского производства, тоже кончились боеприпасы, они не могли использовать бомбы и ракеты американского производства до тех пока, пока они в срочном порядке не внесли некоторые изменения в конструкцию своих самолетов).
— в атаке на военных Каддафи НАТО в значительной степени полагалась на американские разведывательные самолеты JSTARS, которые, летая вдоль берегов, отслеживали передвижения войск противника. Когда требовалась более детальная информация о целях — как, например, при битве за Мисрату и другие города, которые защищали силы Каддафи — американцы выпускали беспилотники Predator, чтобы получить картину в режиме «квартал за кварталом».
— американские военно-воздушные силы в лице специалистов по наведению на цель присутствовали в операционной штаб-квартире НАТО в Неаполе в течение всей кампании. Они наблюдали за подготовкой «папок с документацией по целям» для ударов по Триполи, в частности, по укрепленной резиденции Каддафи и штаб-квартирам его военных и разведывательных служб. (Организация точечных ударов высокоскоростными самолетами — занятие не для новичков. Маршруты атак над Триполи и расчет времени сбрасывания бомб или выпуска ракет требуют точнейших расчетов, чтобы боеприпасы выпускались секунда в секунду в соответствии с графиком, чтобы иметь наивысшие шансы избежать попадания в жилые дома мирных граждан).
Что выглядит как появление нового американского способа воевать.
— американские самолеты AWACS высоко над Средиземным морем несли на себе основную нагрузку управления боями, действуя в качестве диспетчеров, управлявших воздушным движением, во время большинства ударных миссий. И вновь, у европейцев тоже есть AWACS, но у них недостаточное количество экипажей, чтобы поддерживать постоянно ведущуюся в течение нескольких месяцев кампанию.
— подслушивание переговоров американской разведкой — порой посредством самолетов, порой через посты перехвата информации, просто установленные за пределами Ливии — обеспечило НАТО беспримерную осведомленность о военных планах Каддафи.
— все это было критически важной поддержкой европейских усилий. Но американское участие этим не ограничивалось. В общем и целом, США осуществили в конце августа более 5 300 воздушных миссий, по подсчетам Пентагона. Более 1 200 из них — это были самолетовылеты против ливийских целей.
— администрация в значительной степени осталась верной решению Обамы, что американские военные не будут участвовать в наземной операции в Ливии. (Хотя у ЦРУ были агенты в Триполи). Британский и французский спецназ там присутствовал, тренируя и организуя повстанцев. Также присутствовали подразделения из двух арабских стран — Катара и Иордании. Но в вопросах осуществления связи эти подразделения и специалисты полагались на спутниковый канал, обеспечиваемый США. И США также занимались предоставлением других высокотехнологичных средств — источники в НАТО отказались их описать, но предположительно, эти средства никогда ранее никому не предоставлялись, даже союзническому спецназу.
— когда отчаявшийся Каддафи начал пускать ракеты «Скад» по городам, удерживаемым оппозицией, американский ракетный эскадренный миноносец у берегов страны прервал наступление полковника, сбив «Скады».
«Президент Обама, возможно, и лишил США роли непосредственного участия в битве, но он определенно не убрал американские силы с передовой», — говорит Майкл Кларк (Michael Clarke), директор Научно-исследовательского института оборонных исследований Вооруженных сил Великобритании (Royal United Services Institute) в своем последнем анализе. «Европейские союзники вряд ли бы взялись за это сложное дело самостоятельно», — отмечает он.
В условиях, когда перед Пентагоном стоит угроза серьезных сокращений бюджета, ливийская кампания, весьма вероятно, вызовет споры в Вашингтоне. Там нет никакого желания повторять массовые интервенции, подобные иракской или афганской, в которых до сих пор, даже спустя десятилетие, увязают США. Ливийская кампания, судя по всему, предлагает альтернативу. Она была не дешевой. Пентагон оценивал расходы на американские операции там в 896 миллионов долларов по состоянию на конец июля.
Хорошая новость в том, что Соединенным Штатам заплатят за их помощь европейцам — за все, от топлива для самолетов до боеприпасов и запчастей, по оценкам Пентагона, а это стоило 222 миллиона долларов. По сравнению с Афганистаном, который до сих пор обходится американскому налогоплательщику в примерно 10 миллиардов долларов в месяц, свержение Каддафи обошлось, можно сказать, очень дешево.
Один высокопоставленный чиновник НАТО указал на американское вторжение в Афганистан в конце 2001 года как на прототип ливийской кампании. В Афганистане американский спецназ вместе с войсками «Северного альянса» загрузили на свои ноутбуки спутниковые снимки расположений войск Талибана за соседним холмом и использовали свои спутниковые телефоны и ручные устройства GPS-наведения на цели для вызова самолетов. Талибов свергли через 63 дня.
«Это был классический пример того, как американцы использовали свое технологическое превосходство для поддержки местных сил», — отметил чиновник. «Сейчас у нас есть новый пример — Ливия».
Кампания в Йемене дает третий пример. Больше двух лет американские силы специального назначения тренируют йеменские войска и работают с ними, обучая ведению боев с повстанцами, а также боевиками «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» (Al Qaeda in the Arabian Peninsula — AQAP). В рамках американской кампании в Йемене время от времени использовалось обычное вооружение: самолетовылеты истребителей Harrier и даже несколько ударов крылатыми ракетами. Но большая часть бремени этой кампании легла на подразделения спецназа, действовавшие при поддержке беспилотников Predator.
Продолжающаяся борьба в Пакистане, по мнению некоторых, является еще одним показательным примером, демонстрирующим новый американский стиль ведения войны.
Удары беспилотниками Predator по группам боевиков, предположительно, Талибана, и союзных им афганским повстанцам, группирующимся в Пакистане, привлекли международное внимание. Но высокопоставленные офицеры НАТО в Кабуле поговаривают о том, что вновь «ниже уровня радаров» вооруженные оперативники ЦРУ находятся на территории Пакистана, и руководят группами из набранных на месте представителей племен. Они, предположительно, предоставляют бОльшую часть информации для наведения на цели беспилотников — особенно в том, что касается преследований высокопоставленных членов Аль-Каиды и Талибана, которые, по сообщениям, являются основными целями этих возглавляемых ЦРУ отрядов. Их миссия, возможно, выходит за рамки разведывательной. По словам одного высокопоставленного офицера НАТО в Кабуле, некоторые удары, которые приписывали беспилотникам, на самом деле были результатом рейдов этих скрытых сил.
Убийство десять дней назад главы операционного подразделения Аль-Каиды Атийи Абдель-Рахмана в пограничной провинции Пакистана Вазиристане было самым большим единичным успехом кампании. Американские официальные лица приписали смерть Атийи Абдель-Рахмана удару беспилотника Predator. Но на вопрос о том, как удалось идентифицировать и выследить Абдель-Рахмана, чиновники ничего не ответили.
(«The Daily Beast«, США)
30.08.11.